Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Декабрь 12, 2016

АРХИТЕКТУРА ЕГИПТА

1. Общая и историческая основа

Египет представляет собой расположенную по обоим берегам Нила долину, глубоко врезанную между голыми и необитаемыми плоскогориями пустыни. Год за годом, в поздние летние месяцы, могучая река наносит огромные массы воды и ила, заливая всю долину, в которой дожди являются редкостью, принося ей свежесть и влагу и оплодотворяя почву, дающую без особой обработки богатый урожай. Эти природные условия должны были с самого начала человеческих поселений привести людей к земледелию, к сооружению постоянных жилищ и к решительной охране границ против чужеземных вторжений.

Почвенные условия с самого начала привели отдельные племена Египта к необходимости объединения сил и подчинения общим интересам; в результате уже в ранний период в Нильской долине создался тот крепкий монархический строй, в котором цари (фараоны) почитались как боги и облекались огромною властью. По царским династиям велось и все летоисчисление египтян.

В истории Египта различают обычно пять главных эпох. Ранний период — вплоть до 3-й династии (ок. 2800 г.). Древнее царство 4—б-й династий со столицей в Мемфисе, в Нижнем Египте. Затем последовал трехсотлетний период упадка и обособления отдельных частей, пока фиванским фараонам не удалось вновь восстановить единого государства — Среднего царства династий (2200—1800). Этому периоду положило конец вторжение и господство семитских кочевников-гиксов. Их изгнание сопровождалось основанием Нового царства династий (1600—1100). Фивы в Верхнем Египте сделались столицей; при Рамзесе II Египет достиг своего расцвета и вершины политического могущества. В эпоху царствования его преемников начался упадок. Страна подпала под власть жрецов, при которой начались непрерывный распад и ослабление государства, пока оно, наконец, не оказалось бессильным сопротивляться чужеземным завоевателям. Еще раз при сансских фараонах 26-й династии наступил период национального возрождения. Но он длился недолго. Внутренние силы египетского народа были сломлены. В 525 г. Египтом завладели персы, в 332 г. — греки (Александр Македонский, а с 306 г. — Птоломеи) и, наконец, когда он опустился до уровня римской провинции (в 30 г. до н. э.), иссякли понемногу последние источники, когда-то столь блестящей древнеегипетской культуры.

Глубочайшее влияние на все культурное развитие Египта оказала религия; ее основными моментами были олицетворение сил природы, почитание определенных животных в качестве символов многочисленных богов и глубоко вкоренившаяся вера в то, что человеческая душа, и притом со всеми человеческими потребностями в пище, питье и т. п., продолжает жить после смерти, до тех пор, пока цел оставшийся от человека труп.

2. Развитие архитектуры и памятники

Архитектура Египта

Рис. 1. Мастаба в Гизехе.

Египетское зодчество было целиком обусловлено требованиями религии. Главной задачей жизни древнего египтянина было устройство несокрушимой гробницы, в которой его ка, т. е. его духовный двойник, мог бы снова соединиться с телом и стать причастным радостям вечной жизни. Поэтому надо было по возможности предохранить труп от разложения (мумия), спрятать его в глубоком склепе и защитить от всяких попыток разрушения при помощи прочной надстройки с тщательно скрытыми входами. Отсюда — грандиозное строительство египетских гробниц, масштаба и пирамид. Те и другие представляют собою свободно стоящие усыпальницы: первые — для влиятельных людей, вторые — для фараонов. Это строительство гробниц определяет собою все искусство раннего периода и Древнего царства. В Среднем царстве покойники редко хоронятся в масштабах и пирамидах: их заменяют высеченные в скалах гробницы, со сводами, колоннами и помещениями, вырытыми в известняке примыкающих к Нильской долине гор. В Новом царстве, которое по времени совпадает со столь важной для развития восточного искусства эпохой оживленных международных сношений и, между прочим, с микенской культурой, монументальное творчество египтян находит себе новое грандиозное выражение в строительстве храмов. Так возникли сооружения для богов — свободно стоящие и пещерные храмы, являющиеся в своем торжественном величии, в изумительной смелости и пышности композиции вершиной не только египетского искусства, но и всего зодчества древнего Востока. Здесь нашла свое полное развитие лежащая в основе позднейшей архитектуры система конструкции со свободными опорами и горизонтальным балочным перекрытием, основанная на применении колонн и архитрава. Поздний Египет не дал новых типов архитектурных сооружений; его памятники представляют собою сплошь возврат к примитивным формам Древнего и Среднего царств.

Весьма важным для раннего периода памятником является гробница царя Менеса, основателя первой династии. Она состоит из массивной основы, имеющей в плане прямоугольник, 13 м ширины и 40 м длины, и содержащей в середине камеру для покойника, с кладовыми по бокам, и из наружного защитного сооружения, размером приблизительно 25 X 53 м, с наклонными сторонами, разработанными в виде цепи многократно расчлененных столбов. В качестве материала применялся здесь высушенный на воздухе кирпич из нильского ила.
 
Архитектура Египта
 Рис. 2. Свод из клинообразных камней в мастаба в Дендере.

Дальнейшим развитием этого типа сооружений являются более поздние гробницы царей первой и второй династий, форма которых перешла также и на гробницы знатных египтян Древнего царства. Гробницы эти в дальнейшем группируются преимущественно вокруг пирамид и имеют вид продолговатых сидений, откуда и идет их арабское название «мастаба» (скамейка, рис. 1).
 
Архитектура Египта

Рис.3.Пирамида, развитие ее из мастаба.

В них к перечисленным выше помещениям присоединяются еще одна комната и часовня для культа покойника. При более богатом оборудовании они получали доступную снаружи часовню в склепе, где приносились покойнику жертвы. На задней стене этой часовни всегда помещалась ложная дверь, символизировавшая вход в царство теней. Склеп для самого покойника опускался глубоко в землю, ход к нему шел через глубокий колодец, который тщательно заделывался после погребения. В одной такой мастаба из времен 6-й династии (ок. 2600) мы находим вполне разработанную технику сводчатого перекрытия из клинообразного камня над наклонным ходом, ведущим вниз к погребальному склепу (рис. 2). Материалами служат кирпич из нильского ила и бутовая кладка, позднее — тесаный камень; последний — для наружной облицовки. Снаружи мастаба представляют собою прямоугольные ящикообразные каменные сооружения со скошенными стенами и плоским верхом без расчленения. Более значительный интерес вызывают лишь ложные двери, в обработке которых обнаруживается подражание очень древней деревянной архитектуре.

В эпоху 3-й и 4-й династий возникла характерная для гробниц египетских царей форма пирамид. В ней виден прототип надгробного холма (tumulus), но переведенного в камень и подчиненного строгой геометрической форме. Числом около ста, на протяжении приблизительно 75 км, они тянутся по Мемфисскому плоскогорью (около Каира), у края Ливийской пустыни. Они образуют несколько групп, получивших свои названия от расположенных по близости населенных мест: Гизе, Дашур, Саккара и др. Древнейшая форма пирамид легко объясняется, как непосредственное увеличение размеров и высоты царской гробницы 1-й и 2-й династий, так называемой мастаба (рис. 3). Когда основное ядро последней, в соответствии с царским достоинством, делалось более высоким, а наружное прикрытие его складывалось уступами, тогда в результате получилась ступенчатая форма пирамиды, наиболее ранним примером, которой считается пирамида Саккары (фараона Джосера 3-й династии), у которой еще сохранился от мастаба прямоугольник в плане. Пирамида Снофру (следующего за Джосером первого фараона 4-й династии), около Медума, обнаруживает переход к более упрощенной форме и имеет уже квадрат в основании. Промежуточной формой является также пирамида Дашура, грани которой преломляются под тупым углом (рис. 4).
 
Пирамиды Саккары, Медума и Дашура.

Рис. 4. Пирамиды Саккары, Медума и Дашура.

Классическим завершением являются три гизехских гиганта: пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микериноса (Менкаура), из которых первая имела в высоту 146,5 м, вторая 138,5 л* и третья 66,4 м. На разрезе пирамиды Хеопса (рис. 5) видны внутренность сооружения, расположение помещений и доступов к ним: подземный, глубоко опущенный склеп для погребения, средняя, так называемая комната цариц и расположенный над нею поминальный склеп фараона, облицованный точно пригнанными и отшлифованными гранитными плитами, с потолком, тщательно защищенным от давления при помощи пяти расположенных друг над другом разгрузных, камер. Большая, наклонно подымающаяся галерея имеет 47 м в длину и 8,5 м в высоту; она перекрыта выступающими друг над другом рядами каменных плит. Остальные ходы так узки и низки, что по ним можно пройти только согнувшись. Подземные склепы охранялись от вторжения при помощи остроумно придуманных конструкций с подъемными камнями, а доступы снаружи скрывались с величайшей тщательностью. Кладка велась из кирпичей или бутового камня на известковом растворе; снаружи делалась облицовка из известняковых плит, в нижней части иногда из гранита, с необычайно точной пригонкой и пришлифовкой камней, едва позволяющей обнаружить швы. Для технического преодоления больших тяжестей при подъеме гигантских каменных блоков сооружались специальные пандусы из кирпича.
 
Пирамида Хеопса (разрез)

Рис. 5. Пирамида Хеопса (разрез)

На восточной стороне пирамид строился для культа мертвых особый храм, в котором уже встречается столь важное в истории архитектуры перекрытие горизонтальными каменными плитами на каменных столбах, как свободно несущих опорах; в последних нет, однако, еще никакого членения. Около пирамиды Хеопса (рис. 6) стоит огромный сфинкс — высеченная из скалы колоссальная статуя, 40 м длины, и 20,4 м высоты, в форме лежащего льва с мужской головой, которая по одному предположению является символом солнечного бога Ре (Ра), по другому — образом страшного хранителя гробниц. Его происхождение относится, однако, не к эпохе самих пирамид, а к следующему периоду (выразительные черты лица принадлежат, вероятно, фараону Аменемхету III. 1900 г. до н. э.).

В Среднем царстве сооружение пирамид и мастаба отступает понемногу на задний план. Правда, в Верхнем Египте, а именно в городе мертвых, в Абидосе, форма пирамиды (гораздо меньших размеров) становится типом частной гробницы, заключающей внутри обычные для мастаба помещения, причем надгробная часовня пристраивается особо. Однако в большинстве случаев покойники погребаются в пещерных гробницах. Эти гробницы состоят по большей части из высеченного в скале, нередко узкого и глубокого входного коридора и внутренней, главной залы, квадратной или прямоугольной в плане, из которой тщательно скрытый колодец ведет к лежащему под ней склепу с саркофагом (секос). В задней стене залы помещается ниша со статуями покойников. Потолок — плоский или сводчатый и часто поддерживается двумя рядами столбов, так что пространство оказывается некоторым образом, разделенным на три корабля. В пещерных гробницах Бени-Гассана (ок. 2000) вход разработан в виде открытого спереди портика с двумя свободными опорными столбами, имеющими базу в виде очень плоской круглой плиты, восьми или шестнадцатигранный, кверху немного суживающийся ствол (иногда с плоско углубленными вертикальными полосами) и вместо капители — нерасчлененную, квадратную плиту. Эта форма встречается еще в большом храме Амона в Карнаке, в частях, построенных при Тутмосе III (после 1500) при расширении прежнего сооружения. Она получила название «протодорической колонны», хотя нельзя предполагать, чтобы она послужила прообразом колонны для греков.

В Новом царстве покойники хоронились исключительно в пещерных гробницах, проложенных в скалах длинными коридорами, нередко огромного протяжения. Они интересны лишь содержанием и качеством великолепных изображений, украшающих внутренние стены и изображающих верования египтян в переселение душ и загробный суд. Центр тяжести художественной деятельности этого периода расцвета египетской культуры и искусства лежал в строительстве храмов. Столица Нового царства — «стовратные Фивы» — стала блестящим их средоточием.
 
Архитектура Египта

Рис. 6. Пирамида Хеопса и сфинкс

План храма, который должен был быть жилищем для бога, повторяет в существенных чертах расположение египетского, жилого дома, главными составными частями которого являются: обнесенный галереей двор, лежащий против входа широкий, но неглубокий зал и за ним узкая, но глубокая комната, с примыкающими к ним спальней, кухней, комнатами для слуг и т. д.; все здание окружается двором с замыкающей его стеной. В соответствии с религиозными представлениями египтян и их стремлением к монументальности храмовые сооружения достигают колоссальных размеров. Для выполнения употреблялся только наилучший и наиболее долговечный материал.

Египетский храм стоит по большей части посредине обширного, обнесенного стеной храмового участка, к которому ведет широкая мощеная улица, drоmos. Она представляет собою образуемую двумя рядами сфинксов аллею, которая через известные промежутки украшена пышными вратами и рассчитана на пропуск торжественных религиозных процессий. Типичную форму расположения и конструкции главного здания мы видим в храме Хон су или Хона в Карнаке (рис. 7). Снаружи огромные врата всегда определяют собою основное впечатление от храма. Перед фасадом стоят два обелиска, т. е. два четырехгранных, слегка суживающихся кверху, высеченных из одного камня столба необычайной высоты, и за ними, иногда по обеим сторонам главного входа — колоссальные статуи с чертами царей — основателей храма. По бокам от самого входа возвышаются пилоны — две башни с узкими перпендикулярными к оси храма прямоугольными План храма, который должен был быть жилищем для бога, повторяет в существенных чертах расположение египетского, жилого дома, главными составными частями которого являются: обнесенный галереей двор, лежащий против входа широкий, но неглубокий зал и за ним узкая, но глубокая комната, с примыкающими к ним спальней, кухней, комнатами для слуг и т. д.; все здание окружается двором с замыкающей его стеной. В соответствии с религиозными представлениями египтян и их стремлением к монументальности храмовые сооружения достигают колоссальных размеров. Для выполнения употреблялся только наилучший и наиболее долговечный материал.

Египетский храм стоит по большей части посредине обширного, обнесенного стеной храмового участка, к которому ведет широкая мощеная улица, drоmos. Она представляет собою образуемую двумя рядами сфинксов аллею, которая через известные промежутки украшена пышными вратами и рассчитана на пропуск торжественных религиозных процессий. Типичную форму расположения и конструкции главного здания мы видим в храме Хон су или Хона в Карнаке (рис. 7). Снаружи огромные врата всегда определяют собою основное впечатление от храма. Перед фасадом стоят два обелиска, т. е. два четырехгранных, слегка суживающихся кверху, высеченных из одного камня столба необычайной высоты, и за ними, иногда по обеим сторонам главного входа — колоссальные статуи с чертами царей — основателей храма. По бокам от самого входа возвышаются пилоны — две башни с узкими перпендикулярными к оси храма прямоугольными основаниями и скошенными боковыми стенами (рис. 8). При входе в храм сперва попадаешь в открытый, по­чти квадратный, окруженный колоннадою двор, перистиль, затем в занимающий всю ширину двора колонный зал (гипостиль), как бы разделенный на три корабля (два средних ряда колонн в нем сделаны массивнее и выше остальных). Зал получает скудное освещение через узкие отверстия в полосе стены, возвышающейся над рядами более низких колонн. Непосредственно за колонным залом или отделенное от него компатами и портиками расположено по оси здания собственно святи­лище (adyton, secos, sanctuarium)—узкая, но длинная, темная и низкая комната, в которой стояло изображение бога. Вокруг святилища группируются второстепенные помещения, служившие жилищем для жрецов.
 
План и разрез храма Хона в Карнаке
 
Архитектура Египта

Рис. 7. План и разрез храма Хона в Карнаке

Конструкция и трактовка форм являют здесь перед нами первый пример закономерно разработанного, богато расчлененного каменного сооружения, центр тяжести которого лежит в применении колонн и архитрава. Из египетских колонн мы уже упомянули так называемую протодорическую колонну, развившуюся из четырех, восьми, или шестнадцатигранного каменного столба. Наряду с нею выступает еще ряд своеобразных форм, возникших не столько из конструктивных, сколько из декоративных соображений и имеющих своими образцами формы растительного мира. Главные мотивы заимствуются от лотоса, папируса и пальмы (рис. 9). Эти колонны почти всегда состоят из широкой, низкой круглой плиты в основании (база), из простого или составленного из пучков ствола (стержня), по большей части суживающегося кверху и опоясанного вверху обручами, и из капители в форме закрытого или распустившегося цветка или пучка пальмовых ветвей. Лотосовидные колонны — самые древние и наиболее типичны для всех периодов египетского искусства (рис. 9А). Они встречаются уже в Древнем царстве в виде колонн с закрытой капителью и пучкообразным стволом, а также с распустившимся лотосом; форма капители здесь еще мало разработана. В Среднем и Новом царствах нередки колонны с мотивами папируса и пальмы.
 
Архитектура Египта

Рис. 8. Фасад храма в Эдфу

Рис. 9. Египетские колонны с растительными мотивами (А — колонна с мотивом лотоса, с сомкнутой капителью и пучкообразным стволом; В — колонна с мотивом папируса, с сомкнутой капителью и пучкообразным стволом; С — ко­лонна с мотивом папируса, с раскрытой зонтичной капи­телью и круглым стволом).

Отличительными особенностями первых являются цветочный венчик, прилегающий над ба­зой к стволу колонны, и утолщение ствола, а в пучкооб- разных колоннах — острые грани образующих колонну стеблей; они встречаются и с закрытыми и с открытыми зонтичными капителями (рис. 96). Для колонн с мотивом пальмы характерен круглый суживающийся ствол без листьев в основании и без утолщения. Непосредственное использование растительных форм в этом типе колонн всего очевиднее. Из открытой зонтичной капители с мотивом папируса развивается капитель с мотивом цветочной чашечки, а из нее путем дальнейшего развития — капитель с завитками, т. е. со скульптурными волютами (рис. 10). В Среднем царстве выступает весьма употребительная впоследствии своеобразная капитель с масками богини Хатор на двух или четырех сторонах; в своей позднейшей форме, с изображением храма на головном уборе, она обнаруживает полное вырождение стиля.
 
Рис. 9. Египетские колонны с растительными мотивами (А — колонна с мотивом лотоса, с сомкнутой капителью и пучкообразным стволом; В — колонна с мотивом папируса, с сомкнутой капителью и пучкообразным стволом; С — колонна с мотивом папируса, с раскрытой зонтичной капи­телью и круглым стволом)

Рис. 9. Египетские колонны с растительными мотивами (А — колонна с мотивом лотоса, с сомкнутой капителью и пучкообразным стволом; В — колонна с мотивом папируса, с сомкнутой капителью и пучкообразным стволом; С — колонна с мотивом папируса, с раскрытой зонтичной капи­телью и круглым стволом)

Все стены и вообще все видимые поверхности в изобилии покрывались раскрашенными рельефными изображениями, в которых главную роль играли иероглифы, знаки древнеегипетского образного письма (рис. 8). Они рассказывают нам с большой наглядностью историю египетских царских родов. Ясность и удобочитаемость стояли на первом плане; отсюда — резкая четкость отдельных письменных знаков и упорство в сохранении однажды принятых типов. Фигуры и члены тела почти всегда изображены схематически в профиль, главные фигуры подчеркнуты соответствующим увеличением размеров; все расположено на плоскости с полным игнорированием перспективных сокращений. Единство в трактовке цвета служило точно так же средством повышения удобочитаемости и отчетливости.
 
Архитектура Египта

Рис. 10. Капители с мотивами пальмы, папируса, цветочной чашечки и завитков

Эти основные черты характеризуют также почти все произведения монументальной пластики и живописи. Они обнаруживают необычайно острое наблюдение природы, но дают преимущественно типы и символы и являются, в сущности, монументально-лапидарными письменами, в крупных чертах перенесенными в область изобразительных искусств, при помощи формы и цвета, со строгим архитектоническим чутьем и необычайно целостным чувством стиля.
 
Архитектура Египта
 
Коллонада Храма в Луксоре

Для египетского орнамента привлекались, кроме иероглифов, также мотивы из техники плетения и вязания, различные формы звезд, знаки зодиака и другие астрономические символы, крылатые солнца, изображения ястребов и грифов, и из растительного мира — преимущественно цветок лотоса, папирус, кувшинка, водяная лилия, листья тростника и пальмовые ветви. Равномерный рельеф и раскраска иероглифов производят впечатление пышного одеяния, выдержанного в монотонных цветах и равномерно покрывающего все части здания.

Самым гран­диозным из хра­мов является храм Амона Ре в Карнаке — соору­жение огромных размеров, над ко­торым работали почти все дина­стии, и один колон­ный зал которого занимает площадь 102X51 м. С юго-запада—длин­ная—около 2000 м,— состоявшая примерно из 600 сфинксов аллея соеди­няла его с Луксорским храмом, созданием Нового царства, по вели­чине немного уступающим храму Амона (рис. 11). Кроме этих храмов, посвященных богам, поблизости от высеченных в скалах царских гроб­ниц, у подножия Ливийских гор, возникли храмы в память фараонов, поминальные храмы (мемнонии). К наиболее выдающимся из них по правильности расположения и обработке причисляются оба погребальных храма самых страстных строителей из всех фараонов: Рамзеса II (так называемого Рамессеум) и Рамзеса III, на фиванском кладбище, около Мединет-Абу (рис. 12).
 
Рамессеум в Фивах

Рис. 12. Рамессеум в Фивах

Из храмов, которые частью являются свободно стоящими сооружениями, а в остальном представляют собою пещерные или высеченные в скалах храмы, самый значительный—поминальный храм Деир-эль-Бахри, к западу от Фив. Его наружная часть состоит из колоннад, расположенных на трех, подымающихся друг за другом террасах; святилище же с прилегающими помещениями на уровне верхней террасы уходит в скалу. Из храмов, целиком высеченных в скалах, наиболее важными являются два храма близ Абу-Симбел. У обоих— мощные, целиком высеченные в скале фасады, в которых доминируют— в меньшем храме—шесть стоящих колоссальных статуй Рамзеса и его жены, в большем—четыре гигантских сидящих фигуры, 20 м высоты. Глубоко уходящие в скалу коридоры, стены которых расписаны по штукатурке изображениями загробных мучений, через фасадный вход ведут во внутренний колонный зал и погребальный склеп, доступ к которому, однако, тщательно закрывался и прятался, потому что и эти пещерные гробницы имели целью сделать саркофаг недосягаемым. В колонном зале первого из двух указанных пещерных храмов и в капителях применен мотив голов Хатор; во втором храме вместо колонн мы встречаем столбы с гигантскими, стоячими изображениями Озириса, бога подземного мира.
 
 
Архитектура Египта

Рис. 13. «Киоск» на о-ве Филе

С концом Нового царства иссякают источники творческой энергии египетской культуры. Позднейшее время не приносит новых оригинальных произведений искусства. Архитектура периода национального подъема при саисской династии (663—525) подражает созданиям Древнего и Среднего царств; разрушенные храмы снова приводятся в надлежащий вид. Любовь к монументальной тяжести огромных масс отходит на задний план; замечается известное тяготение к более богатой декоративности. В этом, как и в возврате к примитивным формам, сказывается упадок архитектуры.

Во время господства Птоломеев греческое искусство нашло себе доступ в страну фараонов. Но оно не смогло преодолеть косности древнеегипетского искусства и культуры, и его влияние проявилось лишь в самых несущественных чертах. Александрия, столица Нового царства, приобрела, правда, преобладающий эллинистический характер. Но Верхний Египет остался верным исконному направлению архитектуры. Новые властители относились благожелательно к ней, и в период Птоломеев возникло еще несколько значительных храмовых сооружений, например храм Хатор в Дендере, храм Горуса в Эдфу и прекрасная группа памятников на острове Филе. Римские императоры также пошли по стопам древнеегипетских строителей и воздвигали сооружения в их стиле. Великолепный так называемый киоск на острове Филе является созданием Траяна (рис. 13). Как раз здесь мы видим, что египетское искусство с начала и до последней стадии своего развития осталось верно своим традициям, как железному закону. Значение египетского искусства заключается главным образом в выработке основ монументальной каменной архитектуры, а именно в применении принципа колонн и архитрава и в украшении стен строго стилизованными пластическими и красочными изображениями исторического и религиозного характера. Эстетическую ценность египетского искусства следует мерить его собственным масштабом, и тогда его создания нужно будет причислить к самым величественным и блестящим произведениям всех времен. История его развития представляет для нас величайший интерес. В течение многих тысячелетий древне - египетская культура, как в тесно замкнутом кругу, сохраняла свою чистоту до тех пор, пока ее носители не потерпели поражение в борьбе с чужеземными завоевателями и священное, древнее, некогда столь цветущее египетское искусство не задохнулось на своей собственной почве в волнах неудержимого потока греко-римской цивилизации, хлынувшего и в страну фараонов.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.
 
по теме:




От: no,  1037 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (3)

Оле Лукое   Активность: 274  Декабрь 13, 2016


Фото для "Архитектура Египта, достопримечательности"


Рамессиум, фото Steve F-E-Cameron, лицензия
Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)1

Оле Лукое   Активность: 274  Декабрь 13, 2016


Фото для "Архитектура Египта, достопримечательности"


Храм Гора в Эдфу, фото: Olaf Tausch, , лицензия
Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)2

MariaProshina   Активность: 43  Ноябрь 17, 2017


Есть версия, что всё это архитектурный бетон, который египтяне намастырились делать. С датировкой этих сооружений тоже не всё так просто...

3



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Рецензия на книгу Гартмана История Архитектуры Восточноазиатская архитектура в Индии, Китае и Японии »