Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 13, 2014

Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века

Серьезные и ответственные работы были осуществлены в Ленинграде и по восстановлению памятников архитектуры начала XX века.

В 1900—1911 годах на месте восточного флигеля, Конюшенного и Прачечного корпусов Михайловского дворца по проекту архитектора В.Ф. Свиныша было построено здание Этнографического музея. Его фасад, трактованный в духе русского классицизма, обильно декорирован рельефами и украшен выбитой из меди скульптурной группой, исполненной М. Я. Харламовым. Здание специально проектировалось для размещения в его четырех залах музейной экспозиции.  Самым большим и парадным помещением музея является обширный Мраморный зал с колоннами, облицованными розовым тивдийским мрамором, и опоясанный с трех сторон бронзовым барельефным фризом около ста метров длиной и высотой до двух метров.

Скульпторы В. С. Богатырев и М. Я. Харламов изобразили на нем композицию «Народы России». Нарядность залу придают колоннада и кессонированный потолок с розетками, отлитыми по моделям А. Е. Громова.




В годы войны три фугасные бомбы нанесли жесточайший урон Этнографическому музею, особенно Аванзалу и Мраморному залу. Но ленинградские реставраторы-мраморщики с ювелирной точностью подогнали восстановленные части капителей, реставрировали стволы каннелированных колонн, облицовку стен и плитное покрытие пола. По сохранившимся фрагментам лепщики воссоздали розетки в кессонах.

Следует отметить, что при реставрации залов использовались блоки тивдийского мрамора, оставшиеся на месте их добычи в период строительства музея. Реставрировали также скульптурный фриз «Народы России». Дело в том, что в 1920-х годах часть его вырубили, устроив дверной проем. Скульптор Л. М. Швецкая по фотографиям воссоздала недостающий фрагмент, тактично воспроизведя пластический характер подлинника.

Так, благодаря усилиям реставраторов одно из лучших зданий начала века распахнуло свои двери перед тысячами посетителей, знакомя их с уникальными коллекциями истории, культуры и быта народов СССР.

Музей А. В. Суворова. Общий вид. После реставрации

 
Музей А. В. Суворова. Общий вид. После реставрации
 
Музей А. В. Суворова. Интерьер. Разрушения

 
Музей А. В. Суворова. Интерьер. Разрушения

Музей А. В. Суворова. Фасад. Мозаика «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Повреждения

 
Музей А. В. Суворова. Фасад. Мозаика «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Повреждения
 
Музей А. В. Суворова. Фасад. Мозаика «Отъезд Суворова в поход 1799 года». После реставрации

 
Музей А. В. Суворова. Фасад. Мозаика «Отъезд Суворова в поход 1799 года». После реставрации
 
Панорама с набережной канала Грибоедова в сторону дома Адамини. Западный (Выставочный) корпус Русского музея. Церковь Воскресени

 
Панорама с набережной канала Грибоедова в сторону дома Адамини. Западный (Выставочный) корпус Русского музея. Церковь Воскресения («Спас на крови»)
 
Западный (Выставочный) корпус Государственного Русского музея. 1981 г.
 
Западный (Выставочный) корпус Государственного Русского музея. 1981 г.
 
Западный (Выставочный) корпус Государственного Русского музея. Фрагмент. Повреждения

 
Западный (Выставочный) корпус Государственного Русского музея. Фрагмент. Повреждения
 
Музей этнографии. Большой зал. Скульптурный фриз «Народы России». Фрагмент. До реставрации

 
Музей этнографии. Большой зал. Скульптурный фриз «Народы России». Фрагмент. До реставрации

Музей этнографии. Большой зал. Скульптурный фриз «Народы России». Фрагмент. После реставрации

 
Музей этнографии. Большой зал. Скульптурный фриз «Народы России». Фрагмент. После реставрации
 
Музей этнографии. Большой зал. Капитель колонны. До и после реставрации

 
Музей этнографии. Большой зал. Капитель колонны. До и после реставрации
 
Музей этнографии. Большой зал. Орнаментальный декор перекрытия. Утраты и после реставрации

 
Музей этнографии. Большой зал. Орнаментальный декор перекрытия. Утраты и после реставрации
 
Музей этнографии. Большой зал. Общий вид

 
Музей этнографии. Большой зал. Общий вид
 

Реставраторы вернули в строй и Западный (Выставочный) корпус Русского музея. Это самостоятельное строение, главный фасад которого с классической колоннадой вытянут вдоль набережной канала Грибоедова, а торцевой выходит на Инженерную улицу, возведено в 1914—1919 годах по проекту Л. Н. Бенуа и С. И. Овсянникова. Корпус предназначался для устройства периодических выставок живописи, графики и скульптуры.

В ноябре 1941 года в Западный корпус Русского музея попали две фугасные бомбы. При этом наиболее сильно был разрушен портик фасада, обращенного на Инженерную улицу. Трещины высотой в два этажа, шириной по пятнадцать сантиметров отделили его правую часть, которая заметно наклонилась. Трещины образовались также в продольных стенах и перекрытиях. В 1947—1963 годах по проектам К. Д. Халтурина, И. Н. Бенуа и М. М. Плотникова все повреждения конструкций и кладки портика были ликвидированы и одновременно с этим проведена реконструкция, связавшая Западный корпус с основным зданием Русского музея и обеспечившая наиболее благоприятные условия размещения экспозиций.

Начало XX столетия в архитектуре Петербурга было ознаменовано возведением нескольких построек, специально предназначенных для музеев и художественных экспозиций.
 
В их ряду привлекает своеобразием решения, полностью отвечающего идейному замыслу и функциональному назначению здания, Музей А. В. Суворова. В его внешнем облике с первого взгляда читаются черты древнерусских оборонительных сооружений: многоярусная башня с шатровым покрытием, доминирующая по высоте; четырехугольные башни с зубцами по краям, круглые башенки с окнами бойницами, парапеты, аркатурные пояски.

Интерьеры музея, решенные специально для размещения экспозиции, декорированы рельефами, скомпонованными из воинских атрибутов, что тематически связывает их с назначением здания. Барельефы были выполнены замечательным скульптором-модельщиком А. Е. Громовым, работавшим в тесном содружестве с зодчими.

Здание музея возводилось на деньги, собранные народом к столетию со дня смерти великого полководца. Проект его был разработан архитекторами А. И. Гогеном и Г. Д. Гриммом. Торжественная закладка состоялась 8 июня 1901 года, а открытие — 13 ноября 1904 года. При строительстве использовался железобетон для сводчатого перекрытия центрального зала, специальный облицовочный кирпич для фасадов, тонированный под цвет песчаника, и глазурованная зеленая черепица, которой покрыт шатер. Фигурные детали декора фасадов, карнизы, парапеты, обрамления проемов вытесаны из родомского песчаника.

Храм Воскресения («Спас на крови»). Пробоина от снаряда и реставрация мозаики в своде центрального купола.

Храм Воскресения («Спас на крови»). Пробоина от снаряда и реставрация мозаики в своде центрального купола.

Мозаичисты Храм Воскресения («Спас на крови»). Состояние
 
 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Состояние металлических конструкций главы центральной апсиды до реставрации и глава централь

 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Состояние металлических конструкций главы центральной апсиды до реставрации и глава центральной апсиды после реставрации
 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Северный фасад. Реставрированный фрагмент

 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Северный фасад. Реставрированный фрагмент
 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Мозаика в люнете колокольни. Повреждение осколком снаряда

 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Мозаика в люнете колокольни. Повреждение осколком снаряда
 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Мозаика в люнете колокольни. После реставрации

 
Храм Воскресения («Спас на крови»). Мозаика в люнете колокольни. После реставрации
 

На фасаде установлены также две мозаичные картины, каждая из которых насчитывает около девяти метров в длину и четырех в высоту. Картину «Отъезд Суворова в поход 1799 года» выполнил по живописному оригиналу Н. А. Шабунина мозаичист М. И. Зощенко, а картину «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» - по оригиналу художника А.Н. Попова — мозаичист Н. Е. Масленников.
 
В 1943 году здание Суворовского музея сильно повредила фугасная бомба, разорвавшаяся у основания центральной башни. В результате взрыва сдвинулось с места крыльцо, обрушилась часть фасадной и внутренних стен, развалилась круглая башенка у левого крыла, на мозаиках и декоративных деталях фасада появились многочисленные выбоины.

Советские люди, умножившие в небывалых сражениях славу суворовских чудо-богатырей, увековечившие деяния выдающегося полководца учреждением ордена Суворова, считали одной из первоочередных задач реставраторов — полное возрождение Суворовского музея.

В 1950—1951 годах по проекту, разработанному архитектором М. М. Плотниковым, ленинградские реставраторы в короткий срок восстановили здание музея, являющегося одновременно и патриотическим, и художественным памятником. Каменщики из бригады А. Н. Солонникова заново выложили разрушенную кладку стен со всеми ее сложными криволинейными элементами. Сдвинутое взрывной волной крыльцо при помощи домкратов было возвращено на свое первоначальное место. Сохранившиеся на фасаде декоративные детали из песчаника очищались от загрязнении, а утраченные воссоздавались из того же камня. Воссозданы были и установленные на фасаде цинковые композиции, изображающие воинские доспехи. Выбоины и сколы, имевшиеся на мозаиках, заделывались смальтой. Второго мая 1951 года возродившийся Музей А. В. Суворова принял своих новых посетителей, среди которых было немало участников Великой Отечественной войны.

Восстановление здания Музея А. В. Суворова — одна из тех работ ленинградских реставраторов, которые как бы символизируют торжество творческого созидательного начала над мрачными силами разрушения.

Война не пощадила и один из самых оригинальных памятников Ленинграда — храм Воскресения Христова (называемый также «Спас на крови»), построенный в 1883—1907 годах по проекту А. А. Парланда на берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), на том месте, где в 1881 году народовольцы казнили Александра II.

В архитектуре храма претворены, а во многом и прямо перенесены композиционные и декоративные приемы и элементы культового русского зодчества XVI—XVII веков Москвы, Ярославля и более всего — московского храма Василия Блаженного (Покровского собора). Особую живописность и нарядность собору придают девять куполов и глав — золоченых и украшенных глазурованной черепицей, медными эмалированными пластинами разных цветов. Изнутри храм был декорирован многоцветным итальянским мрамором.

Исключительную художественную ценность имеют мозаичные картины, помещенные на фасадах и интерьере. Они выполнены в мастерской А. и В. А. Фроловых по эскизам 25 художников, среди которых были М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и архитектор А. А. Парланд.

В блокадные дни снаряд пробил бетонный свод центрального восьмерика. Хотя он и не взорвался, но нанес серьезные повреждения. Осколки пробили купола, испещрили мозаики, «срезали» два креста. Храм пришел в аварийное состояние не только от повреждений, но и от полного нарушения нормальных условий эксплуатации.

Более двадцати лет здание после консервационного ремонта использовали для хозяйственных нужд. Но в 1968 году оно было взято под государственную охрану; именно вслед за этим началась реставрация.

Архитектор М. И. Толстов выполнил новые обмеры, инженер Г. Д. Бастрюков — проект электрификации, а Б. И. Ройтенберг — отопления, использовав для подачи теплого воздуха старые каналы в стенах.

В 1974 году по проекту инженера В. Д. Синькова осуществили новую гидроизоляцию, прочно защитившую памятник от фильтрации воды. В том же году архитектор объединения «Реставратор» В. Н. Воронова с помощью техника С. Г. Кочетковой приступила к разработке проекта архитектурной реставрации храма, а инженеры С. А. Зубов и Ю. М. Тихомиров — проекта реставрации металлических конструкций. В настоящее время эти проекты воплощаются в натуре.

Важным этапом реставрации стала замена разрушившихся бетонных плит на главах колокольни и большой апсиды медными листами, золоченными сусальным золотом бригадой II. П. Ушакова. Для воссоздания медного эмалированного покрытия угловых глав инженер-химик М. М. Карапчинская раскрыла секрет эмали и наладила производство эмалированных медных листов.

Бригада А. А. Щербакова выполнила большую часть реставрации каменного убранства фасадов и интерьера. В. А. Шершнев не только разработал методику реставрации мозаик, но и обучил молодых мастеров, сформировав бригаду, которая успешно восполняет утраты в мозаичных картинах и обеспечивает их дальнейшую сохранность.

Доступные для осмотра после реставрации купола, главы, части фасада и интерьера говорят о том, что работы, которые намечено закончить к 1990 году, продвигаются вперед и задача превращения храма в музей мозаики будет решена.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реставрация и возрождение памятников архитектуры Ленинграда — одна из замечательных страниц социалистической культуры, свидетельство бережного отношения к художественному наследию прошлого, один из убедительных примеров продолжения национальных традиций и преемственности мастерства.

Трудно переоценить огромный вклад реставраторов в дело сохранения неповторимого архитектурного облика Ленинграда, особенно его центральных исторически сложившихся районов, их объемно-пространственной композиции.

Все послевоенные десятилетия отмечены развитием реставрации как особого вида творческой деятельности, посвященной сохранению материальных памятников прошлого для их активного использования и духовного обогащения жизни народа.

Начиная с 1945 года в ходе многолетних реставрационных работ, ведущихся в Ленинграде, накоплен бесценный опыт. В результате углубленных исследований первоисточников в архивах и музеях намного расширились и обогатились наши познания в истории формирования города, его замечательных ансамблей и отдельных выдающихся зданий.


Реставрация поднялась на новую ступень, полнее отвечающую требованиям научно-технического прогресса. Сегодня реставратор — это не только специалист той или иной художественной профессии, но и исследователь, вооруженный глубокими знаниями, в совершенстве постигающий почерк мастеров прошлого, дух и стиль минувшего времени, воплощенные в конкретных произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Работая над воссозданием и реставрацией памятников архитектуры, мастера, архитекторы, инженеры, химики сумели возродить забытую технологию целого ряда строительных и отделочных работ. Они сумели внедрить также новые методы и материалы, которые придают большую долговечность конструкциям и декоративным деталям, обеспечивая тем самым более длительную жизнь памятников.

За послевоенные десятилетия на ленинградских объектах выкристаллизовалась и практически опробована научная методика реставрации сотен разнообразных памятников и всех тех элементов, которые составляют их конструктивное и художественное целое. Накопленный опыт позволил в отдельных случаях не только восстановить разрушенное, но и выявить первозданный образ памятников.

Использование реставрации как метода научно обоснованного сохранения художественно ценных произведений архитектуры в последние годы значительно расширилось. Сейчас ведется реставрация не только зданий, находящихся под государственной охраной, но и строений так называемой рядовой застройки, чтобы сохранить на века неповторимый облик Ленинграда.

Очевидные успехи реставрации архитектурных памятников Ленинграда не снимают сложности многих еще не решенных проблем. Но накопленный опыт является той неколебимой основой, которая позволяет не сомневаться в том, что все возможное для успешного развития научной реставрации будет сделано и вечная красота города будет сохранена для грядущих поколений.

 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Юсуповский дворец на Мойке - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века Михаил Мамошин Генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Мамошина» »

Отказ от ответственности (Disclaimer)