ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 13, 2014

ёсуповский дворец на ћойке - –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века

”же 22 феврал€ 1919 года декретом, подписанным народным комиссаром просвещени€ ј. ¬. Ћуначарским, объ€вл€лось, что Ђƒворец б.кн. ёсупова, наход€щийс€ на набережной р. ћойки, д. є 94, представл€ющий художественно-исторический пам€тник и заключающий собрание картин и предметов художественного значени€, объ€вл€етс€ национальной собственностью и переходит в ведение  омиссариата просвещени€ по ќтделу по делам музеев и охране пам€тников искусства и стариныї.

»стори€ ёсуповского дворца восходит к 60-м годам XVIII века, когда участок занимало сравнительно небольшое здание, принадлежавшее графу ѕ. ». Ўувалову и перестроенное архитектором ∆.-Ѕ. ¬аллен-ƒеламотом. ¬ 1795 году дворец Ўувалова перешел в собственность ј. ¬. Ѕраницкой Ч плем€нницы фаворита ≈катерины II кн€з€ √. ј. ѕотемкина. “огда же здание подверглось перестройке, выполненной по проекту неизвестного зодчего. ¬ дальнейшем, в 1830 году, дворец приобрел богатейший вельможа кн€зь Ќ. Ѕ. ёсупов. ѕо заказу нового владельца архитектор ј. ј. ћихайлов 2-й в течение 1830Ч1838 годов капитально переделал фасады и интерьеры дворца. »менно тогда здание приобрело свой нынешний облик.

ј. ј. ћихайлов надстроил боковые одноэтажные флигел€ и, объединив их с центральной частью дворца (к которой также была сделана пристройка), заново оформил его фасады.  роме того, архитектор закрыл ранее существовавший сквозной проезд во двор и соорудил на его месте новый ѕарадный вестибюль и ћраморную лестницу.

ј. ј. ћихайловым была создана и роскошна€ отделка парадных залов второго этажа, многие из которых сохранились до нашего времени. —реди них грандиозный двусветный Ѕелоколонный, или Ѕанкетный зал, “анцевальный зал, или Ѕела€ гостина€, Ѕольша€ ротонда, —ин€€ и  расна€ гостиные. —тены этих залов были облицованы искусственным мрамором (как в “анцевальном зале и Ѕольшой ротонде) или же обт€нуты штофом (как в —иней и  расной гостиных). —воды и потолки украшала живопись, созданна€ известными художниками-декораторами ј.  . ¬иги, Ѕ. ћедичи, ѕ. —котти, ‘. “оричелли, ј. ». “равиным. ¬ысокими художественными достоинствами отличались паркеты, выполненные из ценных пород дерева, и великолепные двери, украшенные арматурами из золоченой бронзы.

ј.ј. ћихайлов осуществил очень серьезную и тщательную работу по изменению фасадов и интерьеров ёсуповского дворца, но и в последующие годы в этом здании не прекращались разного рода переделки. “ак, в 1840-х годах архитектор Ѕ. —имон создал на месте оранжереи зимний сад и √обеленовую гостиную. ≈ще более существенные изменени€ произошли во дворце в 1858-1859 годах, когда архитектор ». ј. ћонигетти полностью перестроил ѕарадную лестницу, переделал помещени€ дворцового “еатра, решив его отделку в формах Ђвторого бароккої, насыщенных золоченой лепкой, и заново оформил жилые комнаты, расположенные в первом этаже.

ёсуповский дворец. ћавританска€ гостина€. ƒо реставрации
ёсуповский дворец. ћавританска€ гостина€. ƒо реставрации
ёсуповский дворец. ћавританска€ гостина€. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. ћавританска€ гостина€. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века.
ёсуповский дворец. Ќиколаевский зал. ѕосле пожара


ёсуповский дворец. Ќиколаевский зал. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. Ќиколаевский зал. ѕосле реставрации

“огда же, в соответствии с модой того времени, во дворце по€вились “урецкий кабинет и ћавританска€ гостина€. ќсобенно богато была оформлена последн€€. «десь имеетс€ мраморный фонтан, панели стен облицованы белым мрамором, инкрустированным вставками из темно-красной и иссин€-черной полированной мастики и тонкими золотыми филенками. ¬ерхн€€ часть стен была сплошь расписана арабской в€зью по золоченому фону. ѕотолок кабинета украшала полихромна€ лепка, изготовленна€ в ѕариже из мастики Ч так называемого Ђкартонпьераї.

Ќеобходимо отметить, что переделки, произведенные во дворце в 1858Ч1859 годах, не затронули основных парадных помещений второго этажа, сохранивших в неприкосновенности свое оформление, созданное ј.ј. ћихайловым. ¬ 1860-х годах изменению в св€зи с устройством световых фонарей подверглись плафоны в двух залах второго этажа: Ќиколаевском и так называемом ѕрециозе. „ерез тридцать лет, в конце XIX века, архитектор ј. ј. —тепанов ввел дополнительные элементы в отделку помещени€ дворцового “еатра. ќдновременно академик Ё.  . Ћингарт выполнил плафоны перекрыти€ и вставки на ограждени€х €русов, а также расписал занавес сцены, изобразив на нем дворец ёсуповых в их подмосковной усадьбе јрхангельское. ј. ј. —тепанов увеличил количество золоченой лепки, украшающей стены и потолки театрального зала.

¬ 1911Ч1917 годах архитекторы ј.ѕ. ¬айтенс и ј. я. Ѕелобородов переделали жилые комнаты первого этажа. ƒл€ создани€ нового оформлени€ гостиных,  абинета, Ѕудуара, —пальни были привлечены лучшие мастера, в том числе ставшие в то врем€ известными художники ¬. ћ.
ёсуповский дворец. —ин€€ гостина€. ќбщий вид. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. —ин€€ гостина€. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ёсуповский дворец. “еатр. ÷ентральный плафон. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. “еатр. ÷ентральный плафон. ѕосле реставрации
 онашевич, Ќ. ј. “ырса, —. ¬. „ехонин. »з всех этих помещений наибольший интерес представл€ла Ѕольша€ гостина€ с ее колоннами, облицованными светло-коричневым искусственным мрамором, лепным карнизом и росписью потолка. ќтделка гостиной была еще не завершена, когда гр€нула ¬елика€ ќкт€брьска€ революци€, выбросивша€ из дворца его титулованных хоз€ев и вдохнувша€ новую жизнь в стены старого здани€.

— 1919 по 1925 год дворец использовалс€ в качестве музе€, где демонстрировались богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, некогда принадлежавшие ёсуповым. — 1926 года его назначение изменилось. «десь открылс€ ÷ентральный дом работников просвещени€ (ƒом учител€), впоследствии переименованный во ƒворец культуры работников просвещени€, который вот уже более полувека занимает здание и ведет в его стенах большую культурно-просветительную работу.

¬ период ¬еликой ќтечественной войны с сент€бр€ 1941 года в ёсуповском дворце помещалс€ госпиталь, но это не помешало фашистским варварам обрушить на него град снар€дов, шесть из которых разорвались в помещени€х. ќсобенно большие повреждени€ причинили зданию две бомбы: одна, попавша€ в него в ночь на 20 сент€бр€, и втора€ Ч 14 окт€бр€ 1941 года.
††
ёсуповский дворец. “еатр. ќбщий вид. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. “еатр. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ёсуповский дворец. “еатр. ѕлафон. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации
ёсуповский дворец. “еатр. ѕлафон. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации

ёсуповский дворец. “еатр. ѕлафон. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. “еатр. ѕлафон. ѕосле реставрации


ёсуповский дворец.  расна€ гостина€. ќбщий вид. ѕосле реставрации.
ёсуповский дворец.  расна€ гостина€. ќбщий вид. ѕосле реставрации.

ёсуповский дворец. »таль€нский зал. ѕлафон. ƒо реставрации
ёсуповский дворец. »таль€нский зал. ѕлафон. ƒо реставрации
ќдна из них пробила перекрытие над «еленой гостиной, разрушила примыкавшую к ней стену “анцевального зала и перекрытие первого этажа над Ѕиблиотекой и взорвалась в подвале. ¬зрыв уничтожил отделку Ѕиблиотеки. ƒруга€ бомба вызвала пожар, в пламени которого погибло оформление зала ѕрециоза. ≈ще одна бомба разорвалась в саду, повредив ограду ѕарадного двора и ћавританскую гостиную, в стенах которой образовались сквозные трещины. Ќемалый ущерб нанесли дворцу осколки вражеских снар€дов, повредив главный фасад и разбив часть карниза. ќдин снар€д пробил крышу и перекрыти€ над Ѕелоколонным залом и застр€л за дерев€нной обшивкой стены.   счастью, он не разорвалс€ и впоследствии был извлечен.

Ќо и в самые т€желые времена ленинградцы твердо верили в гр€дущую победу и делали все возможное дл€ того, чтобы сохранить здание и создать необходимые предпосылки дл€ его успешной реставрации. ≈два лишь переставали рватьс€ фашистские бомбы и снар€ды, как в залах дворца начинались архитектурные обмеры и консервационные работы, которыми руководили архитекторы ќ. Ќ. Ўилина и ¬. ƒ. Ѕолдырева. ¬ но€бре - декабре 1941 года велись ремонтно-восстановительные работы по кровле и отдельным конструкци€м.

ёсуповский дворец. »таль€нский зал. ѕлафон. ѕосле реставрации
ёсуповский дворец. »таль€нский зал. ѕлафон. ѕосле реставрации

¬ 1943 году в самых неблагопри€тных услови€х архитектору ≈. ј.  ратировой удалось произвести обмер «еленой гостиной, и тогда же сумели закрепить на ее потолке сохранившиес€ фрагменты штукатурки с живописью, чтобы иметь образцы дл€ воссоздани€ росписи плафона. “очно так же были укреплены уцелевшие фрагменты лепки на потолке в зале ѕрециоза и детали лепных карнизов в поврежденных снар€дами комнатах первого этажа. ѕробита€ снар€дами кровл€, несмотр€ на т€желейшие услови€ блокадных дней, периодически заделывалась, а накопивша€с€ в подвалах вода была выкачана летом 1942 года.

¬ первом же послевоенном году во дворце развернулись реставрационные работы. ¬ыполнение их было поручено недавно созданным Ћенинградским архитектурно-реставрационным мастерским. ƒворец насчитывал такое множество художественно оформленных интерьеров и состо€ние их было таково, что реставраци€ их раст€нулась на много лет.

¬ 1946Ч1955 годах были восстановлены наиболее сильно пострадавшие в годы войны помещени€: зал ѕрециоза, «елена€ гостина€, “анцевальный Ѕелоколонный (Ѕанкетный) и –имский залы.

ёсуповский дворец. Ѕелоколонный (Ѕанкетный) зал. –оспись плафона. ‘рагмент. ƒо реставрации
ёсуповский дворец. Ѕелоколонный (Ѕанкетный) зал. –оспись плафона. ‘рагмент. ƒо реставрации

Ѕыли отремонтированы поврежденные конструкции перекрытий и воссоздан лепной и живописный декор. ¬ это же врем€ реставрировались ѕарадный вестибюль и мраморна€ лестница, –имский зал, ‘ойе “еатра и јнтична€ галере€. «десь промывалс€ и шлифовалс€ мрамор полов вестибюл€, ступеней и перил лестницы. ’удожники ј. ј. ћартынов, Ќ. ¬. ѕерцев, ». √. јндреев, я. ј.  азаков, ј. ¬. “рескин, ¬. ћ. —мирнов, ќ. ћ. ƒенисова, ќ. ё. ѕеда€с и ¬. ƒ. »н€шкин укрепл€ли и расчищали росписи, исполненные клеевыми красками по штукатурке и ткани, а также восполн€ли имевшиес€ в них утраты.

18 €нвар€ 1949 года отважные воины капитаны ¬. Ќ. Ћаптев и —. ¬. —тепанов, старший лейтенант ». ¬. “рофимов и р€довой ƒ. ј. –ассохин извлекли неразорвавшийс€ снар€д, застр€вший в стене Ѕелоколонного зала, и тем самым устранили угрозу, много лет нависавшую над зданием.

–еставрационные работы велись на основе углубленного изучени€ архивных документов и иконографических материалов. јрхитектор ќ. Ќ. Ўилина написала историческую справку, систематизировав в ней основные сведени€ по истории строительства здани€.

ёсуповский дворец. Ѕелоколонный (Ѕанкетный) зал. –еставраци€ росписи. ’удожник ј. ¬. “рескин
ёсуповский дворец. Ѕелоколонный (Ѕанкетный) зал. –еставраци€ росписи. ’удожник ј. ¬. “рескин

Ќеоценимую помощь оказали реставраторам прекрасные акварели, выполненные в 1852 Ч 1854 и в 1863Ч1866 годах художниками ¬.—. —адовниковым и ј. ј. –едковским, которые запечатлели облик многих помещений дворца.

–еставраторы еще не успели полностью залечить раны, нанесенные зданию войной, как дворец постиг новый удар. ¬ 1958 году в Ќиколаевском зале вспыхнул пожар, который уничтожил его дерев€нное перекрытие и все декоративное оформление. „тобы ликвидировать последстви€ пожара, инженеры и архитекторы сектора научного исследовани€ и проектировани€ —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских в кратчайший срок разработали проект восстановлени€ конструкций и отделки Ќиколаевского зала. ¬ 1959Ч1961 годах в соответствии с этим проектом над залом смонтировали несгораемое перекрытие, уложенное по металлическим балкам, к которым был прикреплен подвесной потолок. ”траченные архитектурные детали и лепной декор восстановили по чертежам архитектора ј. ѕ.  уликова и сохранившимс€ остаткам, а художники я. ј.  азаков и ¬. √.  орбан воссоздали роспись плафона и стен, использовав старые фотографии и уцелевшие фрагменты живописи.

ѕланомерна€ реставраци€ дворцовых интерьеров продолжалась и в 60-х годах. ¬ 1962 году стены ‘ойе “еатра были обиты изготовленным по специальному заказу, по старым образцам, голубым узорчатым шелком, заменившим давно утраченные фламандские шпалеры. ћного труда приложили реставраторы к восстановлению отделки ћавританской гостиной. —осто€ние этого помещени€ было поистине аварийным. ¬ его стенах от взрывных волн образовались широкие трещины, осыпалась штукатурка вместе с нанесенным на нее узором из арабской в€зи.
ќт сырости разрушились лепной декор потолка и карниза и мастична€ инкрустаци€ панелей стен. ћногочисленные утраты зи€ли в многоцветной мраморной мозаике пола. –асшаталась и грозила обрушитьс€ кладка драгоценного камина, облицованного ониксом.

–еставраци€ гостиной началась в 1965 году и продолжалась более двух лет. ѕрежде всего были основательно заделаны трещины в стенах. ѕосле заделки на них установили гипсовые Ђма€киї, позвол€ющие наблюдать за состо€нием кладки и своевременно вы€вл€ть даже незначительные деформации. ”частки стен с осыпавшейс€ штукатуркой заново оштукатуривались высококачественным известковым раствором, а затем художники, возглавл€вшиес€ ‘. ‘. ¬асильевым, наносили на них сусальное золото и, пользу€сь кальками, сн€тыми с сохранившихс€ фрагментов живописи, воссоздавали на золотом фоне затейливый рисунок восточной в€зи. –азрушивша€с€ лепка потолка и карниза также была воссоздана па основании ее уцелевших фрагментов и, как прежде, вызолочена и расписана масл€ными красками.

—ырость погубила и мастичную инкрустацию мраморных панелей стен. ќна потускнела, покрылась серым налетом и стала выкрашиватьс€. –еставраторам пришлось разработать рецепт новой мастики и изготовить из нее вставки, ничем не отличавшиес€ от прежних по цвету и фактуре. «атем пришедшую в негодность мастичную инкрустацию осторожно удал€ли, а освободившиес€ Ђгнездаї заполн€ли вновь изготовленными вставками. «аново были вызолочены и тонкие платики, создававшие из€щный узор на фоне белого мрамора.

  началу реставрации гостиной оказались утрачены и многие миниатюрные колонки из желтого сиенского италь€нского мрамора, установленные в нишах стен. »таль€нского мрамора в распор€жении реставраторов не имелось, и они воссоздали недостающие колонки из желтого искусственного мрамора, так точно подобрав его цвет и текстуру, что их невозможно отличить от сохранившихс€ подлинных.

Ќемало потрудились в ћавританской гостиной и специалисты по реставрации натурального камн€. »скусно подбира€ красный, желтый и серый мрамор по цвету и рисунку, они восполнили утраты, имевшиес€ в полу и в резной чаше фонтана. ћногочисленные повреждени€ мраморной облицовки (трещины, сколы, выбоины) были заделаны мастикой. «атем весь мрамор заново отшлифовали. ќниксовую облицовку камина пришлось аккуратно разобрать, чтобы иметь возможность отремонтировать его кирпичную конструкцию, находившуюс€ на грани разрушени€. ѕосле ремонта кладки камина облицовку установили на прежнее место, промыли, заделали трещины и отполировали.

 омплексна€ реставраци€ ћавританской гостиной завершилась в 1967 году. —ледующим этапом реставрации интерьеров ёсуповского дворца €вились работы, проводившиес€ в 1968Ч1969 годах в Ѕелоколонном зале. Ётот зал относитс€ к числу красивейших парадных интерьеров второго этажа, созданных в 30-х годах XIX века ј. ј. ћихайловым 2-м. Ќазвание зала объ€сн€етс€ тем, что его обрамл€ют колонны коринфского ордера, облицованные белым искусственным мрамором. «ал перекрыт цилиндрическим сводом, расписанным живописцем ‘. “оричелли. ¬ 1946 году в Ѕелоколонном зале уже производилс€ первоочередной реставрационный ремонт, но теперь работы носили более фундаментальный характер.

√руппа художников под руководством ¬. ». Ћаврухина расшила и заделала трещины в штукатурке плафона, подт€нула провисшие участки штукатурки металлическими кл€мерами к дерев€нной подшивке, удалила грубые тонировки, искажавшие колорит и рисунок росписи, и восполнила утраты красочного сло€. Ќа колоннах, облицованных искусственным мрамором, заделывались выбоины, облицовка шлифовалась и полировалась.

  началу реставрации Ѕелоколонного зала на его полу был уложен стандартный паркет Ђспециалї, совершенно не гармонировавший с богатой отделкой интерьера.

—н€в Ђспециалї, реставраторы обнаружили остатки первоначального паркета из дубовых Ђквадровї, который и был воссоздан. –еставрировалась и замечательна€ по тонкости работы осветительна€ арматура Ѕелоколонного зала: бронзовые бра и огромные золоченые люстры, выполненные из специальной мастики.

Ќар€ду с парадными помещени€ми реставраторы трудились и в более скромных бывших Ђличныхї жилых комнатах ёсуповых, ныне активно используемых ƒворцом культуры работников просвещени€ в его повседневной де€тельности. Ќесмотр€ на относительно скромные размеры этих помещений, отделка их отличалась большой сложностью и разнообразием, и при ее реставрации приходилось преодолевать немалые трудности. ¬ начале 1970-х годов был реставрирован комплекс Ђличныхї комнат, в который входили ћала€ Ѕела€ и  арельска€ гостиные, Ѕудуар, ћала€ ротонда и —пальн€ последней владелицы дворца. ѕри реставрации этих помещений в алькове —пальни удалось воссоздать единственную в своем роде утраченную живопись по серебру, украшающую ее стены и свод.

«авершив работы в бывших жилых комнатах ёсуповых, мастера перешли в помещение дворцового “еатра. «десь в 1972Ч1973 годах художники Ё. ¬. ≈рмолин и ќ. –.  ожуховский реставрировали живописные плафоны, вставки на барьерах и два театральных занавеса, принадлежащих кисти академика Ё.  . Ћипгарта. ќдновременно мастера из бригады ≈. √. Ўишаловой восполнили утраты позолоты на лепных детал€х потолка и карнизов.

’арактерной особенностью позолоты “еатра €вл€етс€ то, что она имеет специфический зеленоватый оттенок. –еставраторам пришлось потратить много времени на поиски такого золота, чтобы заново вызолоченные участки не отличались от сохранившейс€ старой позолоты.

ќчень значительным этапом в послевоенной истории дворца стала проводивша€с€ в 1973Ч1976 годах капитальна€ реставраци€ его основных парадных интерьеров второго этажа, сохранивших оформление, созданное в 30-х годах XIX века ј. ј. ћихайловым 2-м. ¬ их числе «елена€,  расна€, —ин€€ гостиные и Ѕольша€ ротонда. ¬ 1944 году архитектор ». Ћ. Ћизак выполнил фиксационные рисунки этих помещений. ¬се они, подобно Ѕелоколонному залу, уже прошли в 1946Ч1947 годах первоочередной ремонт, но теперь их реставрировали комплексно с учетом накопленного опыта. Ќа росписи плафонов укрепл€ли красочный слой. ќна расчищалась от загр€знений и Ђзаписейї. ”траты живописи восполн€лись с величайшей аккуратностью и тщательностью. Ћепной декор промывалс€, очищалс€ от остатков потемневшей и потрескавшейс€ позолоты и левкаса и бронзировки, которой при прежних реставраци€х замен€ли утраченное золото, а затем заново золотилс€. Ќа многих участках лепной орнамент оказалс€ совершенно разрушен, и его заменили новым, отлитым по формам, сн€тым с сохранившихс€ деталей. ¬ Ѕольшой ротонде была реставрирована облицовка стен, выполненна€ из искусственного мрамора, и написанные на ней живописные композиции работы ј.  . ¬иги. ќбновлению подверглись и паркеты, набранные из ценных пород дерева; причем на паркете  расной гостиной была восстановлена утраченна€ гравировка, а в —иней полностью воссоздан первоначальный рисунок паркета, состо€щий из пересекающихс€ полос, образующих геометрические фигуры с вкрапленными в них розетками.

–аботами, произведенными в 1973Ч1976 годах, закончилась в основном реставраци€ наиболее ценных в художественном отношении интерьеров дворца, относ€щихс€ к первой трети XIX века. ¬ дальнейшем реставраторы занимались помещени€ми, созданными во второй половине и в начале XX века.

“ак, в 1976 году выполн€лись работы в Ѕольшой гостиной первого этажа, созданной по проекту архитектора ј. я. Ѕелобородова. ѕри этом на основе изучени€ архивных документов и проектных чертежей была восстановлена первоначальна€ расколеровка стен и осуществлена позолота порезок на двер€х, которую задумал, но не успел претворить в жизнь ј.я. Ѕелобородов.

¬ 1977Ч1978 годах реставрировались помещени€, оформленные во второй половине XIX века по проекту архитектора ». ј. ћонигетти: √обеленова€ гостина€ и так называемые комнаты Ђстарого кн€з€ї (Ќ. Ѕ. ёсупова) Ч  абинет и Ѕуфетна€. ¬ √обеленовой гостиной обновл€лась отделка дерев€нных Ђготическихї колонн, карнизов, рам, ореховых панелей стен. —тены ее были окрашены однотонным колером, но, изуча€ акварели, написанные художниками ¬.—. —адовниковым и ј. ј. –едковским, относ€щиес€ ко второй половине XIX века, удалось установить, что первоначально стены были расписаны Ђпод орехї. ќпира€сь на обнаруженные источники, реставраторы воссоздали эту роспись. “очно так же была воссоздана роспись Ђпод фарфорї на лепке перекрыти€, прекрасно гармонирующа€ с севрским голубым фарфором двух люстр.

¬  абинете художники-реставраторы под руководством Ќ. ¬. Ѕычкова, производ€ пробные расчистки, установили, что живописный плафон работы французского художника ќ. –уйи при прежних ремонтах несколько раз прописывалс€ масл€ными красками. «аписи сильно потемнели и исказили колорит живописи. »спользу€ растворители и скальпели, художники удалили их и раскрыли первоначальный цвет и композицию плафона.

ќчень сложной проблемой оказалась реставраци€ отделки стен Ѕуфетной. ¬доль этих стен установлены встроенные шкафы, инкрустированные ценными породами дерева, а выше они обт€нуты тисненой кожей со сложным рисунком. ѕоверхность кожи была высеребрена и расписана масл€ными красками. ќбследовав состо€ние обивки, реставраторы вы€снили, что она находитс€ в аварийном состо€нии.  ожа пересохла, покоробилась, во многих местах она была прорвана.  расочный слой имел многочисленные трещины. «начительные фрагменты обивки были утрачены.

–еставрацию кожи производили художники Ќ. ¬. Ѕычков и ќ. –.  ожуховский. ќни снимали полотнища со стены, очищали их тыльную сторону, укрепл€ли красочный слой воско-даммарной мастикой, разм€гчали кожу пропиткой касторовым маслом, отпрессовывали ее, восполн€ли утраты росписи и устанавливали обивку на стенах.

„тобы воссоздать утраченные полотнища натуральной кожи, Ќ. ¬. Ѕычков и ќ. –.  ожуховский в содружестве с художником Ѕ. Ќ.  осенковым, выполн€вшим аналогичную работу в ќхотничьем кабинете Ќово-ћихайловского дворца, провели множество экспериментов и в конце концов разработали очень удачную технологию их имитации. ƒл€ этого с предварительно отреставрированного фрагмента подлинной кожи снимали гипсовую форму. «атем ее заливали составом из поливинилацетатной эмульсии, смешанной с мелом и сухими пигментами. Ќа залитую в форму массу накладывали холст, нат€нутый на подрамник, и выдерживали его в течение суток. «а это врем€ на его лицевой стороне с абсолютной точностью воспроизводились фактура и рисунок тисненой кожи. ѕотом холст снимали, наносили на его лицевую сторону поталь, замен€вшую серебро, расписывали ее масл€ными красками и покрывали тонированным лаком. »зготовленные таким способом полотнища обивки невозможно было отличить от подлинной кожи. Ёта методика получила широкое распространение.

ћноголетние реставрационные работы, проводившиес€ в ёсуповском дворце в послевоенные годы, позволили не только устранить все повреждени€, причиненные зданию фашистскими варварами, но и восстановить в первозданном великолепии его интерьеры, отражающие несколько периодов в истории русской архитектуры.



источник: ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда, ј. ј.  едринский, ћ. √.  олотов, Ѕ. Ќ. ќметов, ј. √. –аскин




ќт: ћаксименко ¬.ј.





4760 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы:


----------------------------

« Ўуваловский дворец на ‘онтанке - –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века »