Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Март 13, 2014

Шуваловский дворец на Фонтанке - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века (продолжение)

Среди памятников архитектуры Ленинграда видное место занимает Шуваловский дворец на набережной реки Фонтанки, 21, иначе называемый дворцом Нарышкиных — Шуваловых.
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Общий вид. Разрушения
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Общий вид. Разрушения

Шуваловский дворец. Колонный зал. Общий вид. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Общий вид. После реставрации

Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. В процессе реставрации
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. В процессе реставрации

Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. После реставрации

Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. До реставрации
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. До реставрации
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Колонный зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. После реставрации
 
Дворец был построен в конце века по проекту, приписываемому знаменитому зодчему Д. Кваренги. В двадцатых годах XIX века дворец приобрел Д. Л. Нарышкин. По его желанию к зданию пристроили двухэтажный корпус, весь второй этаж которого занимал огромный Танцевальный, или колонный зал, замечательный совершенством своих пропорций и благородством убранства. Вдоль его стен выстроились стройные ряды трехчетвертных колонн коринфского ордера, облицованных искусственным мрамором. Широкий фриз заполняли гипсовые горельефы, исполненные на сюжеты «Илиады» Гомера. Карниз украшала золоченая лепка. Плафон и падугу зала расписал известный художник-монументалист первой половины XIX века Д. Скотти. По обеим сторонам центрального гладкого поля плафона, обрамленного богатым орнаментальным фризом, размещались две многофигурные композиции: «Собрание богов на Олимпе» и «Свадьба Амура и Психеи». На падуге Д. Скотти исполнил ряд сцен на сюжеты античной мифологии: «Вакханалия», «Похищение сабинянок» и др. Между отдельными композициями художник изобразил фигуры девушек-кариатид и пышный орнамент. Вся живопись плафона и падуги, выдержанная в теплых красновато-коричневатых тонах, была исполнена в манере «гризайль» с легкостью и изяществом, присущими кисти Д. Скотти.

Во второй половине XIX века во дворце были произведены очень серьезные переделки. По заказу его новой владелицы графини С. Л. Шуваловой архитектор Н. Е. Ефимов в 1844—1846 годах объединил двухэтажный корпус, в котором находился Колонный зал, и основной объем дворца в одно здание.

Шуваловский дворец. Золотая гостиная. Декор плафона и стены. Фрагмент. До реставрации
 
Шуваловский дворец. Золотая гостиная. Декор плафона и стены. Фрагмент. До реставрации
 
Шуваловский дворец. Золотая гостиная. Декор плафона и стены. Фрагмент. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Золотая гостиная. Декор плафона и стены. Фрагмент. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Синяя гостиная. Общий вид. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Синяя гостиная. Общий вид. После реставрации
 
Шуваловский дворец. Синяя гостиная. Реставрация позолоты на колоннах
 
Шуваловский дворец. Синяя гостиная. Реставрация позолоты на колоннах

При этом он переделал его фасады, придав им их нынешний облик. Изменения коснулись и интерьеров. Появились созданные архитектором Б. Симоном парадные гостиные, перегруженные позолотой и лепкой, отделанные с тяжеловесной, грубоватой роскошью. Но, к счастью, эти новшества не затронули строгий и благородный Колонный зал, который по-прежнему оставался лучшим украшением дворца.

После 1917 года в Шуваловском дворце разместился Музей быта, а с 1925 года — различные культурно-просветительные учреждения. Накануне Великой Отечественной войны там находилась проектная организация.

14 сентября 1941 года фашистская авиация совершила массированный налет на Ленинград. Гитлеровские стервятники обрушили бомбы на густонаселенные жилые районы, не имевшие никакого военного значения. Прямым попаданием фугасной бомбы был разрушен до основания двухэтажный дворовый флигель Шуваловского дворца. Еще больший ущерб причинила зажигательная бомба, пробившая крышу и упавшая на чердак, как раз над Колонным залом. Начался пожар. После того, как пламя охватило деревянные конструкции стропил и чердачного перекрытия, обрушилась кровля и потолок с уникальной росписью Д. Скотти. Очень сильно был поврежден скульптурный фриз. Отдельные части рельефа обвалились, обнажив кладку стен. У многих фигур были отбиты головы, руки, ноги. Не меньше пострадали лепные украшения карниза и капители колонн. Огонь повредил облицовку колоны, выполненную из искусственного мрамора, сгорели оконные переплеты и паркетный пол зала.

Разрушения, причиненные Колонному залу, были очень велики, но ленинградцы твердо решили во что бы то ни стало восстановить его в прежнем великолепии. Уже в ноябре — декабре 1941 года, по заданию Государственной инспекции по охране памятников, архитектор И. И. Варакин со своими помощниками произвел в зале обмеры и зарисовки, оказавшиеся в дальнейшем очень полезными при реставрационных работах.

Летом 1942 года известный искусствовед Г. Г. Гримм составил памятную записку, в которой обосновал необходимость и возможность восстановления Колонного зала. А осенью того же года строительно-монтажное управление Стальконструкция уже приступило к разборке обгоревших деревянных ферм и установке нового перекрытия. Во избежание его повреждения при возможных пожарах в условиях осажденного города новые фермы перекрытия было решено сделать не деревянными, как раньше, а металлическими. К апрелю 1943 года строители установили их и соорудили над залом временную кровлю из рубероида. Так как изменение конструкции перекрытия было связано с плафоном зала, сразу же был решен вопрос и о сооружении подвесного потолка. Работы по его устройству велись с 1944 года строительным трестом № 16.
 
Основу конструкции такого потолка составляют прогоны из бревен диаметром двадцать пять сантиметров, подвешиваемые к стальным фермам при помощи металлических «хомутов». Затем прогоны подшивались досками, на которые набивалась дранка и наносился слои штукатурки.

К ноябрю 1948 года сооружение конструкций Колонного зала подошло к концу. Можно было приступать к восстановлению его оформления. На смену строителям пришли реставраторы. Подготовку к будущим работам сотрудники Архитектурно-реставрационных мастерских начали еще в 1946 году. Так, научные сотрудники И. Г. Блэк и Л. И. Васильева собрали богатый материал для восстановления росписи плафона и падуги. Им удалось обнаружить в фондах Русского музея фотографии, позволяющие воссоздать все детали композиции Д. Скотти. Использовав эти фотографии, а также обмеры и зарисовки, сделанные И. И. Варакиным в трудные военные годы, архитектор И. Н. Устинов разработал проект восстановления росписи плафона и падуги, утвержденный 21 нюня 1947 года.

Приняв за основу проект Н. Н. Устинова, группа художников: возглавляемая Н. В. Перцевым, исполнила в течение лета 1948 года картоны на которых был воспроизведен в натуральную величину рисунок воссоздаваемых композиций.
 
Однако материалы, имевшиеся в распоряжении реставраторов, давали очень мало сведений о колорите плафона Д. Скотти.

Поэтому было признано наиболее правильным ориентироваться при воссоздании плафона Колонного зала Шуваловского дворца на цветовое решение сохранившихся фрагментов росписи Д. Скотти в Колонном зале Горного института, исполненной примерно в те же годы, когда создавалась живопись Шуваловского дворца. Воспользовавшись тем, что в Колонном зале Горного института стояли леса, художники выполнили несколько копий с фрагментов росписи, принадлежавшей кисти Д. Скотти, с целью изучения ее колорита, а также манеры и техники письма.

Закончив все подготовительные работы, реставраторы 1 ноября 1948 года приступили к воссозданию живописи уже непосредственно на плафоне Колонного зала Шуваловского дворца. Художники Н. В. Перцев, А. А. Мартынов, А. Н. Касаткин, Я. А. Казаков, Е. С. Аладжалова воссоздали все фигурные композиции, а И. Г. Андреев, А. Н. Виноградов, О. Ю. Педаяс и другие написали орнамент и фигуры кариатид. Существенную помощь реставраторам оказали консультанты — художник Я. С. Николаев и профессор В. И. Яковлев. Серьезная подготовка и высокое мастерство живописцев позволили успешно осуществить исключительно сложную работу по восстановлению плафона всего за четыре месяца.

Параллельно с воссозданием живописи восстанавливались лепные украшения карниза и скульптура фриза. Барельефы на фризе реставрировали скульпторы Е. Г. Челпанова, Ж. Я. Мелупп и Д. Д. Малашкин.
 
Они укрепили сохранившуюся скульптуру и расчистили ее от многослойных окрасок. Работу скульпторов облегчало то обстоятельство, что на обеих продольных стенах зала размещались одинаковые скульптурные композиции. Поэтому для восстановления утраченных фрагментов и деталей барельефов можно было использовать слепки, сделанные с сохранившихся композиций, парных разрушенным. Это избавило реставраторов от поисков иконографического материала и позволило им быстро восстановить всю скульптуру фриза. Орнаментальные украшения карниза и плафона над хорами реставрировала по рисункам архитектора М. М. Плотникова бригада лепщиков во главе со старейшим и опытнейшим мастером А. Е. Громовым. Затем в зале были произведены штукатурные и малярные работы и восстановлен паркетный пол. К началу 1950 года реставраторы вернули Колонному залу его былую красоту.

В 1964 году Ленгорсовет принял решение об открытии в бывшем Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Архитектор М. М. Плотников в исключительно короткий срок разработал проект реставрации дворцовых интерьеров и приспособления их для нового использования.
 
Столь же быстро, всего за несколько месяцев, мастера Специальных научно-реставрационных мастерских претворили этот проект в жизнь. Они расчистили богатейший золоченый лепной декор на потолках гостиных от остатков почерневшей, осыпающейся позолоты и левкаса и вызолотили его заново. В Рыцарском зале удалили многослойные закраски и восполнили утраты деталей в барельефах фриза, изображающих эпизоды средневекового турнира.

На стенах Синей, Красной и Золотой гостиных сохранилась уцелевшая в годы войны обивка штофом, по цвету которого им и были даны их названия. Этот штоф оказался очень сильно загрязнен и закопчен. Его сняли со стен и после чистки вновь установили на прежних местах. Снова пришли мастера и в воссозданный в 1950 году Колонный зал. Теперь здесь восстановили на колоннах облицовку из искусственного мрамора и полностью возвратили залу его первоначальный облик.

В 1965 году двери любовно реставрированного дворца гостеприимно распахнулись перед гостями нашего города. Первыми посетителями Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран стали делегаты Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Хельсинки. Поистине знаменательно, что здание, разрушенное фашистскими варварами и поднятое из руин советскими мастерами, отдано важной общественной организации для проведения мероприятий, укрепляющих дело мира и взаимопонимания между народами.
 

 
 



От: Максименко В.А.





2393 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Мариинский дворец - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века Юсуповский дворец на Мойке - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века »