ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 13, 2014

ћариинский дворец† - –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века (продолжение)


»саакиееска€ площадь. ћариинский дворец
»саакиееска€ площадь. ћариинский дворец

ћариинский дворец. ѕриемный зал. ѕаркет. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации
ћариинский дворец. ѕриемный зал. ѕаркет. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации


ћариинский дворец. ѕриемный зал. ѕаркет. ‘рагмент. ѕосле реставрации
ћариинский дворец. ѕриемный зал. ѕаркет. ‘рагмент. ѕосле реставрации


— южной стороны ансамбль »саакиевской площади завершает ћариинский дворец, возведенный по проекту архитектора ј. ». Ўтакеншнейдера. Ётот дворец был построен в 1839Ч1844 годах. ѕри его сооружении зодчий применил новейшие по тому времени конструктивные решени€ Ч несгораемые перекрыти€ по металлическим балкам, металлические стропила, остекленные фонари в перекрыти€х дл€ освещени€ залов.

ћариинский дворец. ѕриемный зал. »нкрустированные двери. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации
ћариинский дворец. ѕриемный зал. »нкрустированные двери. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации

ћариинский дворец. ѕриемный зал. »нкрустированные двери. ѕосле реставрации
ћариинский дворец. ѕриемный зал. »нкрустированные двери. ѕосле реставрации

√лавный фасад бывшего ћариинского дворца, выход€щий на площадь, оформлен на высоту двух этажей гигантским ордером из каннелированных пил€стр и трехчетвертных колонн в ризалитах. ÷ентральный ризалит завершен высоким аттиком, парадный вход во дворец решен в виде балкона, опирающегос€ на аркады; к нему подвод€т ступени лестницы и боковые пандусы. ќблицовка аркад, наличники и сандрики окон, базы колонн и пил€стр выполнены из песчаника.

Ѕольшую художественную ценность представл€ют интерьеры дворца. јнфиладу парадных залов архитектор расположил перпендикул€рно главному фасаду. ѕо второму этажу от балкона с шестью вазами на столбах последовательно идут в глубь здани€ ѕриемный зал, –отонда, “емный ( вадратный) зал и Ѕольшой зал, устроенный в 1907 году на месте бывшего «имнего сада. ¬ отделке стен ѕриемного зала применен искусственный мрамор разных цветов, во фризе помещены барельефы на сюжеты “ро€нской войны, пол украшает наборный паркет сложного рисунка. ќсобый интерес вызывают палисандровые двери, инкрустированные бронзовыми декоративными вставками, перламутром и костью; они были изготовлены в ћюнхене в 1842 году.

ћариинский дворец. ѕриемный зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации
ћариинский дворец. ѕриемный зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћариинский дворец. «ал с витыми колоннами (ѕриемна€ великой кн€гини). ‘рагмент росписи плафона. ƒо реставрации
ћариинский дворец. «ал с витыми колоннами (ѕриемна€ великой кн€гини). ‘рагмент росписи плафона. ƒо реставрации

ƒвухъ€русна€ –отонда, €вл€юща€с€ центром композиции всего дворца, перекрыта куполом и освещена верхним светом, льющимс€ через проем. “ридцать две каннелированные колонны белого искусственного мрамора, поставленные в два €руса, эффектно обрамл€ют этот интерьер, придава€ ему исключительную нар€дность. ѕозолоченна€ лепка, паркет с наборным фризом и центральной розеткой, бронзовые люстры между колоннами дополн€ют его роскошную отделку.

  –отонде примыкает “емный зал с росписью в помпейском стиле. » стены, и перекрытие его заполнены многочисленными живописными вставками сюжетного и орнаментального характера, €ркими по цвету и разнообразными по композиции. ѕервоначально такой же открытый проход, как в –отонду, соедин€л “емный зал с «имним садом, где были собраны многочисленные экзотические растени€.

»з других интерьеров дворца в основном сохранили первоначальную отделку √лавный вестибюль, ѕарадна€ лестница, “анцевальный зал, Ѕиблиотека, —пальн€, Ѕассейн,  абинет ћарии Ќиколаевны. Ќеобычен освещенный верхним светом спиральный пандус, где вместо ступеней ј. ». Ўтакеншнейдер устроил наклоненный под небольшим углом настил, по которому можно было вкатывать кресло на колесиках до самого верхнего этажа.

«а врем€ существовани€ ћариинского дворца р€д его интерьеров подвергс€ существенным изменени€м.

ћариинский дворец. «ал с витыми колоннами (ѕриемна€ великой кн€гини). ‘рагмент росписи плафона. ѕосле реставрации
ћариинский дворец. «ал с витыми колоннами (ѕриемна€ великой кн€гини). ‘рагмент росписи плафона. ѕосле реставрации

ћариинский дворец. –отонда. ќбщий вид. “емный ( вадратный) зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации
ћариинский дворец. –отонда. ќбщий вид. “емный ( вадратный) зал. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћариинский дворец. “емный ( вадратный) зал. ∆ивописный фриз. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации
ћариинский дворец. “емный ( вадратный) зал. ∆ивописный фриз. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации

“ак, в 1859 году по эскизам и при непосредственном участии вицепрезидента јкадемии художеств √. √. √агарина была заново выполнена роспись стен дворцовой церкви. ѕозднее, в 1868Ч1870 годах, архитектор ». ј. ћонигетти переделал еще несколько помещений. ¬ 1884 году дворец приобрели в казну дл€ размещени€ в нем высших государственных учреждений: √осударственного совета, √осударственной канцел€рии,  абинета министров и  анцел€рии по прин€тию прошений Ђна высочайшее им€ї. ¬се необходимые дл€ этого переделки были произведены по проекту архитектора Ћ. Ћ. ѕетерсона. ¬ 1907 году по проекту архитектора Ћ. Ќ. Ѕенуа на месте «имнего сада создали Ѕольшой зал заседаний √осударственного совета, перекрыв его застекленным фонарем площадью сто восемьдес€т два квадратных метра.

—оветское правительство передало здание в ведение Ќародного комиссариата имуществ и ¬ысшего —овета народного хоз€йства. 13 декабр€ 1917 года во дворце на заседании Ѕюро ¬—Ќ’ с обоснованием декрета о национализации банков выступил ¬. ». Ћенин. ѕосле отъезда —оветского правительства в ћоскву в обширном здании разместились различные советские учреждени€. ¬ 1938 году во многих залах дворца производились реставрационные работы.

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны в здание ћариинского дворца, где тогда находилс€ госпиталь, попали два снар€да и около сорока зажигательных бомб. ќдно из наиболее серьезных повреждений было причинено крупнокалиберным артиллерийским снар€дом, попавшим 6 декабр€ 1943 года в кровлю Ѕольшого зала. ¬ акте, составленном архитектором »нспекции по охране пам€тников ќ. Ќ. Ўилиной, говоритс€: Ђ.. .пробита кровл€ на площади около двадцати квадратных метров с повреждением стропил, разбита кладка кирпичной стены над эстрадой. –азбита и повреждена отделка плафона, лепка, карнизы, кессоны площадью около тридцати квадратных метров. –азбиты и упали на пол части дерев€нной конструкции перекрыти€ над эстрадойї. ƒругой снар€д и многочисленные бомбы также причинили зданию значительные повреждени€.

”же в 1944 году во дворце были проведены самые срочные консервационные работы, предотвратившие гибель его декоративного оформлени€. ј в 1945 году сюда переехал »сполнительный комитет Ћенинградского городского —овета депутатов труд€щихс€, наход€щийс€ здесь и доныне. — этого момента в здании широко развернулись реставрационные работы. ¬ 1946 году отремонтировали крышу и восстановили внутренние инженерные сети. ¬о второй половине 40-х годов был проведен ремонт всех парадных интерьеров и служебных помещений дворца.

» в дальнейшем в здании ни на один год не прекращались реставрационные работы. ¬ частности, в 1968Ч1969 годах художники ќ. ё. …еда€с и ћ. ћ. Ўвабский реставрировали роспись ѕомпейского коридора. Ќо особенно серьезный характер они приобретают с середины 70-х годов, когда реставраторы приход€т в наиболее ценные в художественном отношении залы дворца. Ёти залы уже прошли первоочередной реставрационный ремонт, но теперь речь шла о реставрации более тщательной и углубленной, предусматривающей не только залечивание ран, причиненных войной, но и устранение искажений в оформлении интерьеров.

¬ 1975 году выполн€лась комплексна€ реставраци€ Ѕелого (“анцевального) и  расного (ѕриемного) залов. «десь реставрировались искусственный мрамор облицовки степ, лепной декор потолков, великолепные паркетные полы из ценных пород дерева. ’удожник Ѕ. ¬. ѕетров укрепил красочный слой и удалил загр€знени€ с украшающих фриз Ѕелого зала живописных композиций, исполненных на античные сюжеты известным художником-декоратором первой половины XIX века ј.  . ¬иги.

ќсобенно сложной задачей оказалась реставраци€ дверей  расного зала. »х палисандровые филенки, инкрустированные бронзой, перламутром, костью с гравировкой, рассохлись, потрескались. ќдна филенка была утрачена и заменена фанерой с росписью, имитирующей инкрустацию. —тол€ры из бригады  . ј.  араваева реставрировали двери, а я. ‘. Ѕобин, после длительных трудов, искусно подобрав кость, металл и перламутр, воссоздал утраченную инкрустацию.

—ледующим этапом комплексной и планомерной реставрации стали работы, проводившиес€ в 1976Ч1977 годах в –отонде и “емном зале. » здесь расчищалась и заново золотилась лепка перекрытий, заново шлифовалс€ и полировалс€ искусственный мрамор облицовки стен и тридцати двух двухъ€русных каннелированных колонн –отонды, восполн€лись утраты в художественных наборных паркетах. Ќеотъемлемой частью декоративного убранства –отонды €вл€ютс€ шестнадцать люстр из золоченой бронзы. ќни были сильно загр€знены, в них недосчитывалось множество мелких деталей.

–еставраторы осветительной арматуры сн€ли и разобрали люстры, промыли их и воссоздали в бронзе отсутствовавшие листь€, пальметки, бутоны, колокольчики и другие детали растительного орнамента.

ћного труда пришлось затратить на реставрацию декоративных росписей “емного зала, сплошным многоцветным ковром покрывающих его перекрытие и степы. Ёти росписи исполнены в основном в темперно-клеевой технике по штукатурке, но в них искусно вкомпонованы фигурные клейма, написанные на миткале.   началу реставрации живопись, расположенна€ в верхней части зала, над галереей, оказалась частично разрушенной в результате протечек. ѕовсеместно имелись сильные загр€знени€, потертости, выпады красочного сло€, прорывы и разрезы ткани клейм. ќбъем реставрационных работ оказалс€ настолько большим, что дл€ его выполнени€ пришлось привлечь две группы художников.

ќдна из них, возглавл€ема€ я. ј.  азаковым, реставрировала росписи перекрыти€ и верхней части стен, а друга€, которой руководил ќ. –.  ожуховский,Ч всю остальную живопись зала. ’удожники укрепили красочный слой, удалили загр€знени€, заделали разрывы ткани на клеймах, тонировали темперными и клеевыми красками утраты и потертости, имевшиес€ на живописи. Ќа фигурных клеймах во избежание по€влени€ п€тен (Ђотмочекї) тонировки выполн€лись пастелью.

«авершив работы в –отонде и “емном зале, реставраторы перешли на ѕарадную лестницу и примыкающие к ней помещени€. »з выполненных здесь работ заслуживает упоминани€ воссоздание первоначальной отделки ограждени€ лестницы и позолоты декора потолков.

ѕосле того, как по инициативе архитектора »нспекции по охране пам€тников Ѕ. Ќ. ќметова на металлическом художественном ограждении лестницы произвели пробные расчистки, там под позднейшими наслоени€ми удалось обнаружить следы первоначальной позолоты и темно-зеленой краски. “ак было установлено подлинное цветовое решение лестничного ограждени€, которое и восстановили реставраторы. “очно так же после удалени€ набела с лепного декора на потолке “ретьего вестибюл€ были вы€влены следы ранее существовавшей там позолоты, которую немедленно воссоздали в ходе выполнени€ реставрационных работ.

ѕо окончании реставрации ѕарадной лестницы настала очередь «ала заседаний, или Ѕольшого зала, созданного, как уже говорилось, в 1907 году по проекту Ћ. ». Ѕенуа на месте ранее существовавшего «имнего сада. ¬ 1980 году здесь производилась реставраци€ искусственного мрамора стен зала, художественного паркета и остальных элементов отделки.

ќдновременно с реставрацией Ѕольшого зала начались работы в помещении дворцовой церкви. ≈е первоначальна€ отделка относитс€ к 1843Ч 1844 годам.† †
ѕозднее, в 1859 году, художник √. √. √агарин заново исполнил в технике энкаустики (т. е. восковыми красками) композиции на стенах и в люнетах и роспись панелей, но, по всей веро€тности, сохранил в неприкосновенности ранее существовавшую живопись потолка и арок. ¬ дальнейшем все росписи церкви были зашпаклеваны и закрашены масл€ной краской, а на р€де участков и вообще сбиты вместе с штукатуркой. ѕробные расчистки, произведенные художниками ќ.  . ќде, ¬. ѕ. ќкорочковым и Ћ. Ќ. —околовым на потолке и стенах зала, показали, что под многослойными окрасками все же сохранились большие фрагменты живописи. “огда, по предложению представителей »нспекции по охране пам€тников –. ƒ. Ћюлиной и ¬. ћ. Ѕелковской, решили произвести полное раскрытие всех уцелевших росписей.

»спользу€ смывку ј‘“, а главным образом острые скальпели, художники, которыми руководил ќ.  . ќде, слой за слоем снимали с потолка и стен окраску и шпаклевку, с большим трудом поддававшиес€ инструментам. Ќо в конце концов их труд увенчалс€ успехом. ѕравда, после окончани€ расчистки вы€снилось, что целиком не сохранилась ни одна из живописных композиций, но все же от них осталось достаточно много, чтобы иметь возможность произвести их восстановление.

ќгромную помощь в этой работе окажут эскизы √. √. √агарина, обнаруженные ¬. ћ. Ѕелковской и ». Ќ. ’арламовым в √осударственном –усском музее.

Ќеобходимо отметить, что нар€ду с реставрацией парадных залов ћариинского дворца посто€нно производились работы и в более скромных помещени€х, имевших тем не менее художественную отделку. » здесь реставраци€ преследовала все ту же цель Ч максимально приблизитьс€ к первоначальному облику интерьеров. “ак, в 1978 году реставрировались помещени€ ѕриемной, наход€щейс€ на первом этаже, –озовой гостиной и ”чебной комнаты (б. —толовой). ’удожник Ќ. ¬. Ѕычков, удалив набел с потолка ѕриемной, открыл остатки ранее существовавшей здесь живописи. Ёти остатки позволили точно установить ее композицию и колорит. ¬ыполнив предварительно картоны и эталоны, утвержденные комиссией »нспекции по охране пам€тников, группа художников во главе с Ќ. ¬. Ѕычковым успешно воссоздала утраченную роспись. “огда же восстановили и позолоту на лепке потолка –озовой гостиной.

¬ том же 1978 году осуществили первый этап реставрации отделки в помещении Ѕудуара (так называемого Ђ абинета ѕомпадурї).†

Ётот уютный и из€щный будуар, оформление которого было выдержано в традици€х стил€ рококо, считалс€ современниками одним из самых замечательных интерьеров дворца. ƒо наших дней сохранилась роспись его потолка, выполненна€ по золоченому фону. ¬ центре потолка по-прежнему установлено зеркало в богатой резной раме. ¬ падуге на фоне живописной трель€жной сетки выдЄл€ютс€ полихромные вставки с изображени€ми играющих амуров. ”целел и фарфоровый камин, украшенный росписью и позолотой, изготовленный в 1840-е годы на »мператорском фарфоровом заводе (ныне завод имени ћ. ¬. Ћомоносова). —тены Ѕудуара были зат€нуты штофом, декорированы зеркалами и живописными панно.   сожалению, их отделка не сохранилась.

¬ 1978 году художник –. ƒ. —лепушкина реставрировала роспись плафона и падуги Ѕудуара. ƒругие мастера привели в пор€док камин, оконные откосы и двери. —о временем предполагаетс€ воссоздать и утраченную отделку стен.

—ледует также упом€нуть о реставрации «ала с витыми колоннами (ѕриемна€ великой кн€гини). ≈го главное украшение составл€ли каннелированные колонны, спирально обвитые в верхней части рельефными цветочными гирл€ндами с изображени€ми птиц. ћногочисленные поновлени€ и утраты деформировали колонны. Ћишь после реставрации они обрели первоначальное из€щество, тон синего и коричневого искусственного мрамора. ћастера восполнили рисунок наборного паркета, реставрировали темперно-клеевую роспись потолка.

–еставрационные работы, проводившиес€ в ћариинском дворце со второй половины 70-х годов, охватывали не только его интерьеры, но и фасады. Ќаиболее серьезна€ реставраци€ фасадов производилась в 1977 году трестом ‘асадремстрой-1. ќштукатуренные стены и профилированные детали, выполненные из песчаника, были очищены от старой окраски и после выправлени€ профилей заново окрашены высококачественной краской Ђ енитексї. —удьба ћариинского дворца служит убедительным и €рким примером того, что здание, €вл€ющеес€ выдающимс€ пам€тником архитектуры, может без вс€кого ущерба дл€ своей художественной ценности на прот€жении многих лет использоватьс€ в современном городе по новому назначению, если его сохранности удел€етс€ достаточное внимание.




ќт: ћаксименко ¬.ј.





3164 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« »саакиевский собор - –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века Ўуваловский дворец на ‘онтанке - –еставраци€ пам€тников архитектуры второй трети 19 века »