ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 




ѕроектирование капитального строительства ремонт и капитальные ремонты квартир недорого в ћоскве.




јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 9, 2014

Ќарвские триумфальные ворота, –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века (продолжение)

Ќарвские “риумфальные ворота. ‘асад. ‘рагмент архивольта. ѕовреждени€ от осколков артиллерийского снар€да
Ќарвские “риумфальные ворота. ‘асад. ‘рагмент архивольта. ѕовреждени€ от осколков артиллерийского снар€да
Ќарвские “риумфальные ворота. ‘асад. ‘рагмент архивольта. ѕосле реставрации
Ќарвские “риумфальные ворота. ‘асад. ‘рагмент архивольта. ѕосле реставрации
Ќарвские “риумфальные ворота. –еставраци€ декоративной скульптуры
Ќарвские “риумфальные ворота. –еставраци€ декоративной скульптуры
—реди множества реставрированных пам€тников первой трети XIX века есть один, св€занный с творчеством двух великих зодчих Ч ƒ.  варенги и ¬. ѕ. —тасова. Ёто Ќарвские триумфальные ворота, посв€щенные подвигам русской гвардии в ќтечественной войне 1812 года. ќни решены в виде монументальной однопролетной арки, увенчанной шестеркой вздыбленных копей, влекущих гигантскую колесницу с фигурой ѕобеды. ¬орота эти Ч одно из самых крупных и выразительных сооружений подобного рода.††

Ќарвские “риумфальные ворота. ƒекоративна€ скульптура Ђ√енийї. ѕосле реставрации

Ќарвские “риумфальные ворота. ƒекоративна€ скульптура Ђ√енийї. ѕосле реставрации

ѕервоначальные Ќарвские ворота были воздвигнуты в 1814 году по проекту ƒ.  варенги дл€ встречи гвардейских частей, возвращавшихс€ из похода после освобождени€ европейских стран от наполеоновской деспотии. ¬орота были выполнены из дерева и декорированы скульптурой, отлитой из гипса. ¬скоре они обветшали, и под давлением общественного мнени€ Ќиколай I распор€дилс€ заменить дерев€нные ворота каменными, сохранив художественный замысел ƒ.  варенги.

–аботы по возведению новых “риумфальных ворот поручили ¬. ѕ. —тасову, который сохранил основные архитектурные и скульптурные элементы произведени€ ƒ.  варенги, но увеличил их размеры. 26 августа 1827 года, в годовщину Ѕородинского сражени€, состо€лась торжественна€ закладка новых Ќарвских ворот. —троительство же их зат€нулось на семь лет, и они были открыты 17 августа 1834 года в день двадцать первой годовщины  уликовской битвы.

¬.ѕ. —тасов придумал оригинальное решение: ворота построены из кирпича, облицованного листовой красной медью, прикрепленной к специальным крючь€м и скобам, замурованным в кладку на определенном рассто€нии друг от друга соответственно размерам облицовочных листов.  аждый из них загнут по кра€м внутрь и насажен на креплени€. “очность подгонки листов такова, что они образуют поверхность, не требующую припайки швов.  аннелированные колонны также облицованы медными листами, прикрепленными обручами к вертикальным полосам.

Ќарвские ворота полностью Ђодетыї медью, начина€ с кровли и до основани€ колонн. »з меди же путем выколотки выполнены все орнаментальные детали: карнизы, т€ги, капители, венки, розетки. “ем же способом изготовлена вс€ монументальна€ скульптура: гигантска€ колесница ѕобеды, восемь фигур гениев, четыре лет€щие —лавы над аркой и четыре статуи вит€зей. ћедна€ облицовка ворот и скульптура окрашены масл€ной краской в темно-зеленый цвет Ђпод старую бронзуї. Ќа этом фоне €рко сверкают Ђзолотыеї, литые из бронзы, буквы посв€тительных надписей.

Ќарвские триумфальные ворота Ч это грандиозное архитектурное сооружение высотой тридцать метров, прорезанное широким восьмиметровым проходом, над которым на высоте п€тнадцати метров перекинут цилиндрический свод. Ќа гранитном цоколе установлено двенадцать дес€тиметровых каннелированных колонн диаметром по сорок сантиметров, завершенных полутораметровыми капител€ми. —татуи вит€зей на массивных постаментах подн€ты на высоту более четырех метров.  рупными размерами отличаютс€ и остальные скульптуры, украшающие ворота.

¬нутри ворот как бы заключено своеобразное по плану трехэтажное здание с подвалом. ѕолы в подвале Ч гранитные, а на остальных этажах выложены путиловской известн€ковой плитой. ѕодвал и этажи соединены между собой чугунными винтовыми лестницами, наход€щимис€ в обоих пилонах ворот. ¬ подвалах были устроены печи, а в стенах проложены каналы системы воздушного отоплени€. ¬. √. —тасов предполагал представить в верхнем зале ворот экспозицию, посв€щенную истории их строительства, однако через п€тьдес€т лет пустующие помещени€ приспособили дл€ размещени€ городского архива.

«а долгие годы своего существовани€ Ќарвские ворота несколько раз реставрировались и реконструировались. ѕервое капитальное Ђисправлениеї осуществили в 1879Ч1881 годах. ¬тора€ значительна€ реставраци€ была проведена в 1932 году. “акие реставрации необходимы и закономерны, так как врем€ и внешние воздействи€ пагубно вли€ют даже на самые прочные материалы. Ќо в 1941 Ч1944 годах Ќарвские триумфальные ворота пострадали не от времени. ќни оказались объектом жестоких артиллерийских обстрелов. —выше двух тыс€ч осколков изрешетило их облицовку. Ќа скульптурах и орнаментах по€вились вм€тины, пробоины, отдельные их детали были отбиты, очень сильно была повреждена кровл€. √ранитный цоколь во многих местах выпучилс€ вследствие удара взрывной волны, а па его поверхности имелись выбоины от осколков. ≈ще более серьезно пострадала отделка внутренних помещений. Ќарвские триумфальные ворота, пройд€ сквозь испытани€ блокадных дней, выдержав артиллерийские обстрелы, стали свидетел€ми возвращени€ в Ћенинград героических его защитников.

„ерез четыре года после победы, в конце 1949 года, Ќарвские ворота оделись в леса. –еставраторы внимательно осмотрели все сооружение, и вскоре началс€ обмер замечательного архитектурного произведени€. ѕод руководством Ѕ. ј. –озадеева архитекторы Ќ. Ћ. јпостолова, “. ¬. Ѕерсенева, ≈. √. ћелик-Ѕагдасарова, ћ. ». “олстов, Ќ. ё. ’аррик до глубокой осени 1950 года измер€ли все части огромного строени€ и его декоративного убранства. ќдновременно обследование Ќарвских ворот производили архитектор ». ». Ѕенуа и техник Ћ. ј. —коробогатова.

Ќарвские “риумфальные ворота. 1986 г.

Ќарвские “риумфальные ворота. 1986 г.

Ќа основе всех этих обмеров ». Ќ. Ѕенуа разработала проект реставрации и воссоздани€ утраченных элементов: оконных переплетов, дерев€нных, обитых медью, дверей, наличников и решеток первого этажа, надписей.

¬ €нваре 1951 года начались реставрационные работы. „еканщики  . ѕ.  ротов, ¬. ѕ. ћ€лкин, Ќ. ѕ. Ћебедев по цинковым формам, соответствующим гипсовым модел€м воссоздаваемых деталей, изготовили способом выколотки из меди дес€ть спиц в виде орнаментальных бал€син дл€ колеса триумфальной колесницы и дес€ть решеток по колесному ободу. ¬се эти детали, изготовленные в мастерской, затем установили на свои места.  апители, гирл€нды и венки реставрировали пр€мо с лесов, не разбира€ их на составные части. Ћишь четыре капители пришлось разобрать, чтобы удалить вставки из кровельного железа, которыми ранее была заменена медь. –еставраторы тщательно проверили все убранство, восполнив недостающие части листьев, порезок и иных деталей.

»звестный скульптор-модельщик ј. ≈. √ромов в мае 1951 года восстановил утраченный орнамент на кузове колесницы. —начала он через прозрачную бумагу, наложенную пр€мо на колесницу, передавил контур утраченного орнамента. Ётот рисунок перенесли на фанерный макет кузова в натуральную величину подлинника, после чего в контур углем вписали орнаментальные детали, аналогичные сохранившиес€. ѕр€мо по этому рисунку ј. ≈. √ромов исполнил глин€ную модель. ѕо этой модели
была отформована гипсова€, а с нее сделана цинкова€ форма, в которой и произвели выколотку орнамента в меди.

ј. ≈. √ромов реставрировал также пробитые осколками крыль€ —лавы.

Ќарвские “риумфальные ворота. ƒекоративна€ скульптура. ¬ процессе реставрации

Ќарвские “риумфальные ворота. ƒекоративна€ скульптура. ¬ процессе реставрации

ќдно крыло бережно сн€ли, разобрали почти полностью по перышкам, выправили все вм€тины, а недостающие перь€ крыла и подкрылка вылепили пр€мо на самом крыле, чтобы при выколотке из меди они Ђвписалисьї в его композицию.

ќдновременно с реставрацией орнаментики заделывались мелкие пробоины на фигурах коней, выправл€лись вм€тины. Ѕыли восстановлены венки и пики с венками, которые держат фигуры гениев. ” скульптуры вит€з€, сто€щей справа, на южной стороне ворот, установили на место отломанную руку с венком. ѕри реставрации скульптур утраченные детали замен€лись новыми, также исполненными в технике выколотки.

ѕри заделке многочисленных пробоин маленькие листы меди с загнутыми внутрь кра€ми вставл€лись в отверсти€, заливались гор€чим оловом, а затем пламенем па€льной лампы разравнивались заподлицо с поверхностью. Ётой сложной работой занимались двадцать мастеров.

Ўесть гранитчиков бригады ¬. ≈. Ѕочарова вернули первоначальный вид гранитным част€м арки. ќни заделали выбоины в них кусками гранита того же сорта, замастиковали трещины, расчеканили рольным свинцом швы между блоками. ¬ыпученный взрывной волной гранитный цоколь подтесали, а всю наружную его часть наковали вновь.

Ќарвские “риумфальные ворота. ƒекоративна€ скульптура. ѕосле реставрации

Ќарвские “риумфальные ворота. ƒекоративна€ скульптура. ѕосле реставрации

ѕанорама здани€ ѕавловских казарм от северного фасада ћихайловского (»нженерного) замка

ѕанорама здани€ ѕавловских казарм от северного фасада ћихайловского (»нженерного) замка

ѕанорама здани€ ѕавловских казарм от северного фасада ћихайловского (»нженерного) замка

 роме того, гранитчики заново изготовили ступени лестниц у входных дверей, расположенных с внутренних сторон пилонов арки.

Ѕригада мал€ров  . ƒ. ћауричева очистила металлическими щетками всю медную Ђодеждуї ворот от цокол€ до кровли, промыла, а затем, покрыв натуральной олифой все сооружение, дважды его окрасила. ¬ состав краски вошло тридцать процентов окиси хрома, свинцового сурика и белил и дес€ть процентов сажи. “акой колер удачно повторил прежнюю окраску Ђпод античную бронзуї. ќстатки кровли и дерев€нной опалубки сн€ли, очистили от многолетнего загр€знени€ чердак, а также засоренные вентил€ционные и дымовые каналы, заново выложили четыре кирпичные дымовые трубы и облицевали их медью. ћеталлические фермы, на которых крепитс€ кровл€ и венчающа€ скульптурна€ группа, очистили, окрасили суриком, а по новой дерев€нной сплошной опалубке уложили листы красной меди, соединив швы двойным фальцем и пропа€в швы разжелобков.

 ровельщики јлексеев, јлекаев и Ќаумов возобновили круглый лаз Ч проход на чердак, закрыв его плоской крышкой со свешивающимис€ кра€ми, предохран€ющими от попадани€ внутрь воды. ќни заново выполнили профили карнизов аттика и ордера, причем на восточном фасаде, поврежденном снар€дом, установили новый каркас карниза.

Ѕригада позолотчиков ј. ≈. ёдина и ¬. Ќ. —околова осенью 1951 года очистила закрашенные в 1932 году бронзовые буквы и позолотила их сусальным золотом. “онкие золотые листочки покрыли воссозданную надпись на восточном фасаде: ЂЌачаты 26 авг. 1827-гої. “ак, спуст€ сто с лишним лет, ворота обрели свой прежний облик.

¬ 1979Ч1980 годах была проведена очередна€ реставраци€ Ќарвских триумфальных ворот. » на этот раз мастерам пришлось решать сложные задачи по исправлению отдельных элементов скульптурного декора, ремонту интерьеров и нанесению окраски. ¬ 1987 году воплощена в жизнь мечта ¬. ѕ. —тасова, и в верхнем зале ворот размещена экспозици€, посв€щенна€ ќтечественной войне 1812 года и истории создани€ этого выдающегос€ архитектурного монумента.

 

источник: ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда, ј. ј.  едринский, ћ. √.  олотов, Ѕ. Ќ. ќметов, ј. √. –аски톆††




ќт: ћаксименко ¬.ј.





2498 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јнсамбли –оссии. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда  азармы ѕавловского полка, “роицкий (»змайловский) собор. –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 19 века »