ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 5, 2014

–еставраци€ пам€тников архитектуры второй половины XVIII века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда

–еставраци€ пам€тников архитектуры второй половины XVIII века - восстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда

Ќачина€ с 1760 года в архитектуре, как и во всей художественной культуре –оссии, все более €вственно утверждались принципы классицизма.

Ќа смену пышности барокко и утонченному из€ществу прихотливых форм рококо пришел стиль классицизма, который основывалс€ на античном зодчестве, его ордерной системе и эстетических канонах архитектурного образа. –азвитие архитектуры в –оссии вообще и в ѕетербурге, в частности, в рассматриваемый период шло по пути создани€ обширных градостроительных ансамблей, подчиненных единой цели Ч формированию рациональной городской среды. ¬ ѕетербурге это про€вилось в упор€доченной застройке главных улиц, образующей определенным образом организованный Ђсплошной фасадї. ќдновременно формируетс€ композици€ центральных площадей, набережных рек и каналов, Ђодетых в гранитї. ¬ городе возвод€тс€ крупные общественные здани€ и усадьбы. ƒл€ всех строений раннего и строгого классицизма характерен четкий план, €сное объемное построение, группы свободно сто€щих колонн, особенно в виде портиков, лаконичность декора. Ќе отказыва€сь от использовани€ монументальной скульптуры, зодчие классицизма достигают ее синтеза с архитектурой в гармоничном сочетании, при котором пластика не тер€ет своего самосто€тельного Ђзвучани€ї.

ќбщественные здани€, городские дворцы и усадьбы вельмож второй половины XVIII столети€ отмечены благородной величавостью облика. »менно в этот период архитектурный пейзаж ѕетербурга начал приобретать тот Ђстрогий, стройный видї, который породил поэтический образ в поэме ј. —. ѕушкина. ѕанорама города в эти дес€тилети€ обогащаетс€ произведени€ми исключительно высокого уровн€, ставшими в один р€д с шедеврами мирового зодчества.

ё. ћ. ‘ельтен, начинавший как мастер барокко, перейд€ к монументальной €сности классицизма, создает удивительные гранитные обрамлени€ водных артерий и такие оригинальные строени€, как „есменский дворец и „есменска€ церковь.

јрхитектор ∆.-Ѕ. ¬аллен-ƒеламот возвел северный павильон Ёрмитажа, развива€ проект —. ». „евакинского, строил склады ЂЌовой √олландииї на островке между ћойкой и  рюковым каналом, использу€ проект Ѕ. ‘. –астрелли, трактовал в новом духе фасады √остиного двора. ∆.-Ѕ. ¬аллен-ƒеламот и ј. ‘.  окоринов построили такие монументальные здани€, как јкадеми€ художеств и дворец  . √. –азумовского (ныне главный корпус ѕедагогического института имени ј. ». √ерцена).

¬тора€ половина XVIII века ознаменована по€влением в нашем городе замечательных творений выдающихс€ зодчих: ƒ.  варенги Ч зданий јкадемии наук и јссигнационного банка; ј. –инальди Ч ћраморного дворца; ». ≈. —тарова Ч “аврического дворца, €вл€ющегос€ несравненной жемчужиной классицизма; ¬. ‘. Ѕренна Ч ћихайловского замка Чодного из самых поэтичных и во многом загадочных петербургских дворцов; Ќ. ј. Ћьвова Ч √лавного почтамта. Ёти и другие дворцы, усадьбы, монументы, церкви, торговые р€ды и здани€ государственных учреждений, столь приметные в городском пейзаже, в годы войны и блокады не раз находились в перекрестке прицелов орудий гитлеровских армий, блокировавших Ћенинград. Ћиквидаци€ повреждений, нанесенных пам€тникам архитектуры раннего и строгого классицизма, Ч одна из существенных глав в летописи работ ленинградских реставраторов.

ћ–јћќ–Ќџ… ƒ¬ќ–≈÷

ћраморный дворец. ‘асад. ѕосле реставрации

ћраморный дворец. ‘асад. ѕосле реставрации

¬ одном из самых великолепных дворцов, возвышающихс€ на берегах Ќевы, названном за облицовку его фасадов ћраморным, с 1937 года помещаетс€ Ћенинградский филиал ÷ентрального музе€ ¬. ». Ћенина. «дание это было построено на ƒворцовой набережной в 1768Ч1785 годах по проекту выдающегос€ архитектора ј. –инальди.

ћраморный дворец возводилс€ в те годы, когда совершалс€ переход от пышных и прихотливых форм архитектуры барокко к спокойному величию стил€ классицизма. Ёто отчетливо выражено в архитектурном облике здани€. “радиционные элементы барокко €рко про€вились в облике главного Ч восточного фасада дворца, расположенного в глубине ѕарадного двора. ќсобенно характерно дл€ них завершение центральной части этого фасада в виде увенчанной волютами башенки, в середине которой помещены часы; по обеим ее сторонам установлены беломраморные статуи. Ѕоковые же фасады дворца, строгие и скупо украшенные, отмечены стилистическими чертами классицизма.

ј. –инальди не имел соперников в умении подбирать и примен€ть самые разнообразные и оригинальные отделочные материалы. ƒл€ оформлени€ фасадов сооруженного по его проекту дворца он впервые в –оссии использовал различные сорта мрамора и гранита, добывавшиес€ в только что открытых каменоломн€х  арелии, ”рала и ѕрибалтики. ќтделка дворца отличаетс€ исключительно изысканным сочетанием цветов и оттенков, главным образом розовых н серых. ќблицовочные материалы подбирались архитектором с таким расчетом, чтобы цвет и фактура камн€ гармонировали с архитектурными формами здани€, четко вы€вл€ли его основные членени€.

ћраморный дворец. –еставраци€ облицовки фасада

ћраморный дворец. –еставраци€ облицовки фасада

ћраморный дворец.  апитель пил€стры. ƒо реставрации

ћраморный дворец.  апитель пил€стры. ƒо реставрации

—тены первого этажа облицованы розовым выборгским гранитом, на котором сделана так называема€ Ђнаковкаї, т. е. нанесена сеть мелких бороздок. » материал облицовки, и характер его обработки подчеркивают мощь первого Ч цокольного этажа, поддерживающего верхнюю часть здани€. Ќаличники окон первого этажа облицованы серым сердобольским гранитом. “ем же гранитом отделаны плоскости стен между вторым и третьим этажами, а также архитрав и венчающий карниз здани€. Ќаличники окон второго и третьего этажей изготовлены из пепельно-серого карельского рускеальского мрамора.

ѕил€стры и колонны, член€щие фасады здани€ по вертикали, выделены облицовкой из карельского розового тивдийского мрамора, отполированного до зеркального блеска, а их капители и базы вырублены из белого уральского мрамора. »з того же мрамора исполнены гирл€нды между окнами второго и третьего этажей. ‘оном дл€ них служат филенки из голубовато-серого с белыми прожилками уральского мрамора. ‘риз и высокий аттик дворца оформлены тивдийским мрамором, а установленные над аттиком вазы высечены из светло-серого Ђревельского доломитаї, или, как он иначе называлс€,Ч керновского известн€ка, добывавшегос€ близ –евел€ (“аллина).

ѕо богатству и из€ществу отделки, выполненной с исключительным мастерством замечательными путиловскими, €рославскими, уральскими каменотесами и резчиками по камню, по разнообразию сортов камн€, использованного дл€ его облицовки, по той роли, которую цвет, рисунок и фактура камн€ играют в формировании его архитектурного образа,Ч дворец, воздвигнутый ј. –инальди, €вл€етс€ поистине уникальным. Ќедаром современники, восхищенные красотой этого дворца, назвали его ћраморным. ¬ 1844Ч1851 годах архитектор ј. ѕ. Ѕрюллов перестроил интерьеры дворца.

ќформление, созданное ј. –инальди, частично сохранилось лишь на ѕарадной лестнице и в ћраморном зале, но фасады здани€ не претерпели никаких изменений.

ѕосле ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции дворец вз€ли под охрану государства. «а состо€нием его конструкций и декора был установлен квалифицированный надзор. ќднако вскоре специалисты, осуществл€вшие его, с тревогой отметили, что мраморна€ облицовка подверглась крайне нежелательным изменени€м.

ћрамор Ч материал очень красивый, но относительно непрочный. ќн разрушаетс€ вследствие длительного воздействи€ атмосферных осадков, резких изменений температурного режима, выветривани€. Ќа его поверхности образуютс€ трещины, в которых скапливаетс€ влага.

ћраморный дворец.  апитель пил€стры. ¬ процессе реставрации. ћастера ћ. ј. ’алахина и ≈. ј.  омлева

ћраморный дворец.  апитель пил€стры. ¬ процессе реставрации. ћастера ћ. ј. ’алахина и ≈. ј.  омлева


ћраморный дворец.  апитель пил€стры. ѕосле реставрации

ћраморный дворец.  апитель пил€стры. ѕосле реставрации

«имой вода, проника€ в трещины, замерзает и, увеличива€сь в объеме, разрывает камень. Ќо особенно интенсивно разрушают мрамор сернистые соединени€,
содержащиес€ в воздухе промышленных городов. ¬ насыщенной вод€ными парами атмосфере сернистый газ образует раствор серной кислоты, который, попада€ вместе с осадками на поверхность облицовки, вступает в химическую реакцию с мрамором и в результате многолетнего непрерывного воздействи€ постепенно превращает его в гипс.

«а долгие годы существовани€ ћраморного дворца процесс перерождени€ его облицовки зашел очень далеко. “ребовалось безотлагательно устранить повреждени€ и изыскать способ предотвращени€ дальнейшего разрушени€ мрамора. ¬ св€зи с этим был намечен комплекс первоочередных мер по реставрации фасадов дворца. ќднако война на длительный срок отодвинула начало этих работ, лишила здание необходимого ухода, что привело к еще большему ухудшению его состо€ни€.

¬ июле 1950 года на специальном совещании было прин€то решение о реставрации ћраморного дворца.

 огда мастера подн€лись на леса, воздвигнутые в мае 1951 года, они увидели, что вс€ некогда полированна€ поверхность мрамора стала неровной, шероховатой, была испещрена трещинами и мелкими раковинами. ¬ особенно плохом состо€нии находились беломраморные гирл€нды и капители пил€стр: мрамор их стал настолько хрупок, что обламывалс€ даже при легком прикосновении. ќколо половины волют, акантов на капител€х были полностью разрушены, сохранившиес€ же их резные детали покрыл
глубоко въевшийс€ в мрамор темный налет. √ранитна€ облицовка пострадала меньше, но и на ней имелись трещины, ее покрывал толстый слой копоти; почти полностью исчезли следы первоначальной обработки камн€ Ч Ђнаковкиї, придававший характерную фактуру его поверхности. ќказалось также, что многие вазы из ревельского доломита над аттиком дворца заменены при прежних ремонтах грубыми бетонными отливками, а сохранившиес€ каменные вазы серьезно повреждены.

Ќе вызывало ни малейших сомнений, что облицовку дворца надо немедленно реставрировать. Ќо какова должна быть методика этой работы? ¬едь никогда еще ленинградским реставраторам не приходилось иметь дело с таким количеством изделий из цветного камн€, находившихс€ притом не в услови€х музейного хранени€, а на открытом воздухе. ¬опросы, требовавшие безотлагательного решени€, возникали на каждом шагу.

÷елесообразно ли удал€ть переродившийс€, выветрившийс€ и разрушенный кислотами верхний слой мрамора? ћожно ли восстановить поверхность камн€ в том виде, в каком она была после первоначальной обработки?  ак укрепить мрамор, ставший за полтора столети€ хрупким, защитить реставрированную облицовку дворца от дальнейших химических повреждений?

Ќад решением этих сложных проблем работал не только руководитель реставрации дворца Ч архитектор ј. Ё. √ессен.  рупнейшие ученые Ћенинграда, профессора и преподаватели высших учебных заведений активно участвовали в создании научной методики реставрации ћраморного дворца. —реди них были профессора Ћенинградского университета ё. ¬. ћорачевский и Ѕ. Ќ. ƒолгов, профессор “ехнологического института имени Ћенсовета ј. я. ƒринберг, профессор Ћенинградского инженерно-строительного института ј. ». ѕорадн€, профессор √орного института —.ѕ. —околов, профессор »нститута химии силикатов при јкадемии наук ———– ». ј. “оропов, профессора »нститута живописи, скульптуры и архитектуры имени ». ≈. –епина Ч Ќ. Ѕ. Ѕакланов и ». ¬.  рестовский. ќчень большую роль в разработке методов реставрации сыграл также замечательный мастер-камнерез ¬. ћ. ћильков, которому подчас принадлежало решающее слово при обсуждении дискуссионных вопросов.

¬ конечном счете, все специалисты пришли к общему выводу, что, реставриру€ фасады, необходимо удалить переродившийс€ верхний слой камн€, восстановить зеркальную полировку мрамора и Ђнаковкуї гранита. Ёто обусловливалось не только эстетическими соображени€ми, но и тем, что сн€тие выветрившегос€ сло€ и полировка продлевали жизнь камн€. ѕлотна€ полированна€ поверхность мрамора не дает возможности проникнуть в его толщу разъедающим сернистым соединени€м.

Ќа основании выработанной и утвержденной методики мастера из бригад ¬. ћ. ћилькова, Ќ. Ќ. –ешетова и ». ћ. ƒворецкого начали летом 1951 года работы по реставрации фасадов. √ранитную облицовку здани€ реставраторы промывали водой и наковывали: наносили бучардой (инструмент типа долота) сеть вертикальных бороздок, а трещины и швы расшивали и заделывали цементным раствором с гранитной крошкой.

Ќамного сложнее была реставраци€ облицовки из цветных мраморов. —начала мрамор промывали водой, а затем заделывали трещины, сколы, выбоины мастикой из раствора белого цемента с мраморной крошкой. ”читыва€ разнообразие рисунка и оттенков реставрируемого камн€, мраморную крошку приготавливали различных оттенков, чтобы участок, заполненный мастикой, не выдел€лс€ на фоне окружающего его мрамора.

ћраморный дворец. ¬естибюль. ѕосле реставрации

ћраморный дворец. ¬естибюль. ѕосле реставрации

”потребл€ли три сорта мастики дл€ реставрации тивдийского мрамора и три сорта Ч дл€ рускеальского.

—овершенно разрушившиес€ куски облицовки (их было особенно много на фризе) вырубались и замен€лись вставками из мрамора того же сорта, цвета и рисунка, что и удаленный. —охранившийс€ мрамор вначале подвергали шлифовке, или Ђобдируї, крупнозернистыми карборундовыми дисками, снимавшими слой толщиной в полтора-два миллиметра. ѕо предложению ¬. ћ. ћилькова, шлифовку мрамора производили электродрел€ми, дл€ чего вместо сверла на патрон дрели насаживали карборундовый диск. Ёто новшество, прочно вошедшее с той поры в реставрационную практику, значительно ускорило реставрацию каменных облицовок.

ѕосле обдира мрамор снова промывали и вторично шлифовали карборундовыми дисками с более мелким зерном, а затем в третий раз Ч еще более мелкозернистыми абразивами. ¬ результате такой шлифовки поверхность мрамора становилась совершенно гладкой, бархатисто-матовой Ч Ђлощенойї. », наконец, мрамор полировали до зеркального блеска фетровыми кругами, под которые подсыпали полировальный порошок из окиси олова.

Ќесколько ина€ методика примен€лась при реставрации беломраморных гирл€нд и капителей, выполн€вшейс€ группой резчиков по камню под руководством ¬. ј. »саева. Ѕелый мрамор был покрыт впитавшимс€ в камень темным налетом копоти и плотными сло€ми других загр€знений, которые пришлось соскабливать вручную. –асчистка производилась исключительно осторожно, причем толщина удал€емого сло€ ни в коем случае не должна была превышать половины миллиметра.

ћраморный дворец. ѕлафон парадной лестницы Ђ—уд ѕарисаї. ѕосле реставрации (деталь)

ћраморный дворец. ѕлафон парадной лестницы Ђ—уд ѕарисаї. ѕосле реставрации (деталь)

јканты, волюты и другие утраченные резные детали вырезались заново из белого мрамора и тонировались крепким чаем под цвет сохранившихс€. “аким же способом реставрировались и вазы из ревельского доломита, установленные на аттике здани€. Ќа чердаке дворца было обнаружено множество фрагментов разломанных на куски ваз, замененных при прежних ремонтах бетонными отливками. »з этих кусков удалось собрать большинство недостающих ваз. »х разрушившиес€ детали воссоздавались из того же ревельского Ч керновского известн€ка. “ри утраченные большие вазы были вырезаны заново.

  началу 1955 года реставраторы вернули ћраморному дворцу его изумительную красоту, достойную хранилища бесценного собрани€ материалов о жизни и де€тельности ¬. ». Ћенина.

–еставрационные работы производились и в интерьерах ћраморного дворца. “ак, в 1974Ч1975 годах реставрировалась отделка одного из красивейших его залов Ч ћраморного. ѕервоначально этот зал был одноэтажным. ¬ 1840-х годах ј. ѕ. Ѕрюллов повысил его на один этаж и сделал двусветным, облицевав стены верхнего €руса искусственным мрамором.

ћраморный дворец. ѕлафон парадной лестницы Ђ—уд ѕарисаї. ƒо реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры —анкт-ѕетербурга вт

ћраморный дворец. ѕлафон парадной лестницы Ђ—уд ѕарисаї. ƒо реставрации

ћраморный дворец. ћраморный зал. ‘рагмент простенка с рельефом Ђ¬озвращение –егула в  арфагенї

ћраморный дворец. ћраморный зал. ‘рагмент простенка с рельефом Ђ¬озвращение –егула в  арфагенї

Ќа новое высокое перекрытие зала он перенес со старого потолка живописный плафон Ђ—вадьба јмура и ѕсихеиї работы —. “орелли. Ќижний €рус зала сохранил оформление, созданное ј. –инальди. —тены его облицованы цветным мрамором двенадцати сортов. ¬ простенки между сдвоенными пил€страми вкомпонованы мраморные барельефы работы ћ. ».  озловского на сюжеты из античной истории: Ђ¬озвращение –егула в  арфагенї и Ђ амилл избавл€ет –им от вражеского нашестви€ї. ¬ десюдепортах западной стены установлены рельефы, изображающие игры детей исполненные ‘. ». Ўубиным и ј. ¬алли.

–еставраторы промыли мраморную скульптуру, замастиковали трещины и выбоины в мраморной облицовке пил€стр и простенков, заново отшлифовали и отполировали их до зеркального блеска. Ѕыли также отреставрированы филенки искусственного мрамора. ћастера про€вили исключительную точность в подборе рисунка прожилок и колорита воссоздаваемых фрагментов облицовки, переделыва€ их до п€ти, шести раз, чтобы добитьс€ максимальной близости к сохранившейс€ отделке Ѕрюллова.

ќбследование сн€того с перекрыти€ плафона Ђ—вадьба јмура и ѕсихеиї показало, что он сильно загр€знен, имеет очаги шелушени€ красочного сло€, а главное, после поновлений живописи, производившихс€ в середине и в конце XIX века, на ней по€вились грубые Ђзаписиї, исказившие ее колорит и рисунок. ’удожники Ѕ. Ќ.  осенков и ќ.  . ќде укрепили красочный слой и грунт на живописном плафоне, утоньшили и выровн€ли покровный лак, расчистили живопись от поновлений, возвратив ей первоначальную тональность. Ёта ответственна€ работа производилась под наблюдением заведующей сектором декоративно-прикладного искусства √осударственной инспекции по охране пам€тников –. ƒ. Ћюлиной, научного сотрудника »нспекции —. ¬. ѕавловой и эксперта-консультанта Ч художника-реставратора высшей квалификации ј. ћ. ћаловой.

–еставраци€ ѕарадной лестницы дворца, выполн€вша€с€ в 1979 Ч 1980 годах, была схожа по своему характеру с работами, производившимис€ в ћраморном зале. «десь также заделывали мастикой трещины и выбоины на мраморной облицовке стен, колонн и пил€стр, а затем шлифовали и полировали ее. Ћепной декор лестницы расчищали от набелов, прорезали рельеф, забитый наслоени€ми окраски, а сколы восполн€ли гипсовым раствором. ѕосле сн€ти€ с перекрыти€ лестницы дл€ реставрации живописного плафона под ним открылись фрагменты первоначальной из€щной лепки, относ€щиес€ ко времени ј. –инальди. –еставраторы укрепили их и выполнили с них копии.

  110-й годовщине со дн€ рождени€ ¬. ». Ћенина ѕарадна€ лестница была освобождена от лесов, и по ней в музей двинулс€ поток посетителей. «авершающим этапом работы по обновлению ѕарадной лестницы стала реставраци€ ее живописного плафона Ђ—уд ѕарисаї работы художника ».  риста. ќт сильных протечек и сырости на его тыльной стороне по€вилась плесень, холст покоробилс€, красочный слой стал шелушитьс€ и отставать от основы.  роме того, плафон сильно пострадал от грубых поновлений, производившихс€ в XIX веке и приведших к искажению живописи. ѕлафон пришлось демонтировать с перекрыти€, сн€ть с подрамника и уложить на специальный стол.

’удожники ¬. Ќ. Ћогдачев, Ё. ¬. ≈рмолин, ¬. ».  ойвистолайнен, Ќ. ¬. ћалиновский, ¬. ё. —оломонов отпрессовали покоробившийс€ холст, очистили и антисептировали его тыльную сторону, передублировали живопись на новую основу, удалили пожелтевший лак и потемневшие грубые Ђзаписиї, замастиковали выпады грунта и восполнили утраты красочного сло€.

†ѕо-прежнему много забот доставл€ла реставраторам проблема сохранени€ мраморной облицовки дворца. «а двадцать лет, прошедших после первой послевоенной реставрации его фасадов, вследствие повышени€ загр€зненности воздуха поверхность мрамора под воздействием сернистых соединений вновь стала разрушатьс€, реставрационные заделки, выполненные на цементном растворе, начали выкрашиватьс€ и выпадать. ¬ 1975 году началась повторна€ реставраци€ фасадов ћраморного дворца. Ќа этот раз дл€ мастиковки изъ€нов на поверхности мрамора и гранита и дл€ установки вставок на участках утрат камн€ примен€ютс€ атмосферостойкие составы на основе эпоксидной смолы и полибутилметакрилата, разработанные в 1950-х годах в лаборатории —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских и хорошо зарекомендовавшие себ€ при реставрации мрамора и гранита на фасадах и в интерьерах »саакиевского собора.

ѕараллельно с работами по обновлению фасадов дворца проводилс€ ремонт его балконов, пришедших за длительное врем€ существовани€ здани€ в аварийное состо€ние. »х металлические креплени€ были сильно повреждены ржавчиной, мраморные тетивы балюстрад имели значительные утраты, на бронзовых золоченых бал€синах по€вились повреждени€, стыки между гранитными плитами оснований балконов разошлись, на самих плитах образовались глубокие трещины. ¬ соответствии с проектом инженера —Ќѕќ Ђ–еставраторї ј. Ѕ. –ийконена металлические креплени€ балконов очистили от коррозии и усилили, гранитные плиты оснований соединили между собой стальными пиронами, а стыки их заделали мастикой на эпоксидной смоле. ”траты, имевшиес€ на тетивах балюстрад, восполнили вставками из мрамора, раковины на бронзовых бал€синах также заделали эпоксидной мастикой с бронзовыми опилками. «атем бал€сины промыли, сохранив их старую позолоту.

¬есь комплекс реставрационных работ должен обеспечивать надежную сохранность как ћраморного дворца, так и других архитектурных сооружений, Ђодетых камнемї.

 

 

 




ќт: ћаксименко ¬.ј.





2897 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« –еставраци€ пам€тников архитектуры середины 18 века в ѕетербурге (продолжение) ћихайловский (»нженерный) замок - –еставраци€ пам€тников архитектуры второй половины 18 века »