ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 3, 2014

ћеншиковский дворец на ¬асильевском острове - –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XVIII века (продолжение)

ћеншиковский дворец на ¬асильевском острове - –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XVIII века (продолжение)

ћеншиковский дворец. ёжный фасад. –азрушени€. 1944 г.

ќсобое место среди пам€тников архитектуры петровского времени занимает дворец ј. ƒ. ћеншикова, расположенный на ”ниверситетской набережной ¬асильевского острова.

Ётот дворец знаменовал начало нового этапа в застройке ѕетербурга Ч переход от дерев€нного зодчества к каменному.  аменные палаты первого петербургского губернатора Ч Ђполудержавного властелинаї ј. ƒ. ћеншикова были возведены в короткий по тому времени срок Ч с 1710 по 1714 год. ¬ их строительстве участвовали дес€тки каменщиков, плотников, стол€ров, собранных чуть ли не из всех губерний, соседствовавших с новой столицей.

»м€ архитектора, разработавшего проект дворца и руководившего его сооружением, документально не установлено, но есть все основани€ полагать, что им был ƒ. ћ. ‘онтана, длительное врем€ занимавшийс€ строительством дворцов светлейшего кн€з€. ¬ течение дес€ти лет ћеншиковский дворец оставалс€ самым величественным и парадным зданием ѕетербурга, в котором проходили приемы иностранных послов, и торжества по случаю побед, одержанных в ходе —еверной войны.

ѕервоначальный облик каменных палат ћеншикова запечатлен на двух гравюрах (одна из них была выполнена сразу после окончани€ его строительства ј. ‘. «убовым в 1714 году, а друга€ через три года Ч ј. ». –остовцевым в 1717 году) и на рисунке архитектора X. ћарселиуса, датируемом 1725 годом.

Ёто было четырехэтажное здание, счита€ и цокольный этаж, с характерной дл€ начала XVIII века высокой шатровой крышей с переломом. ≈го боковые выступы-ризалиты венчались фигурными фронтонами Ч Ђфиниментамиї, украшенными кн€жескими коронами и вазами. ѕарадный фасад дворца был обращен в сторону Ќевы. ÷ентр его подчеркивало широкое крыльцо, над которым на уровне второго этажа был устроен балкон, огражденный из€щной кованой решеткой и опиравшийс€ на четыре легкие колонны. ѕарадный фасад дворца украшал также аттик, возвышавшийс€ над его средней частью; на нем сто€ли шесть аллегорических скульптур. ќтличительной особенностью архитектурного решени€ фасадов €вл€лись вертикальные членени€ в виде Ђмалогої поэтажного ордера, т. е. пил€стр, расположенных на каждом этаже.

ѕышности наружной отделки здани€ отвечало и богатство его внутреннего убранства. Ќаиболее парадно, как обычно, были оформлены интерьеры второго этажа. ¬ центре его находилс€ великолепный јссамблейный (Ѕольшой) зал, а по обе стороны от него шли анфилады комнат, так называемых ƒарьинской и ¬арваринской половин, названных по именам жены и сво€ченицы ј. ƒ. ћеншикова.

ћеншиковский дворец. ёжный фасад. 1981 г.

ћеншиковский дворец. ёжный фасад. 1981 г.

†—тены и потолки комнат ¬арваринской половины были облицованы кафельными плитками с кобальтовой росписью, что было неслыханной по тому времени роскошью; как показали исследовани€, проведенные реставраторами, в некоторых из них ранее имелись живописные плафоны, выполненные лучшими русскими художниками начала века. ќтделка комнат супруги ћеншикова (ƒарьинской половины), котора€ не сохранилась до наших дней, веро€тно, не уступала по богатству декора ¬арваринской половине.

¬плоть до 1727 года ј. ƒ. ћеншиков беспрерывно переделывал и улучшал отделку своего дворца. ѕервоначальное оформление Ѕольшого зала,  абинета и р€да других помещений замен€лось новым, еще более модным и богатым. ¬  абинете, например, по€вилс€ великолепный плафон работы известного художника ‘. ѕильмана, а стены его были облицованы ореховыми панел€ми, после чего это помещение получило название ќреховой гостиной. –уководство работами по декорировке и перестройке дворца осуществл€л новый придворный архитектор ј. ƒ. ћеншикова Ч √. ». Ўедель, заменивший ƒ. ћ. ‘онтана.

¬с€ эта пышна€ феери€ внезапно оборвалась с падением всесильного временщика. ѕосле ссылки светлейшего кн€з€ его дворец в 1732 году был приспособлен дл€ размещени€ в нем —ухопутного шл€хетского корпуса, позднее переименованного в ѕервый кадетский корпус, который и занимал здание вплоть до 1917 года.

ћеншиковский дворец. ƒворовый фасад. ƒо реставрации - - –еставраци€ пам€тников архитектуры ѕетербурга первой трети 18 века

ћеншиковский дворец. ƒворовый фасад. ƒо реставрации

«а эти годы в результате бесчисленных переделок, перепланировок и ремонтов в первоначальном облике интерьеров и фасадов дворца многое изменилось. »счезла анфиладна€ планировка первого и второго этажей, на месте јссамблейного зала устроили корпусную церковь, уничтожив при этом всю его художественную отделку, в том числе и живописные плафоны. ¬ дальнейшем, в 1768 году, было разобрано перекрытие между вторым и третьим этажами, и церковь стала двусветной, причем пр€моугольные окна второго и третьего этажей превратились соответственно в полуциркульные и овальные.

≈ще большим изменени€м подверглись фасады дворца. —о второй половины XVIII века высокую шатровую кровлю с переломом заменили четырехскатной, что, по выражению ». Ё. √рабар€, лишило здание наиболее острой его Ђпетровщиныї. »счезли увенчанные коронами фронтоны, вместо аттика со стату€ми античных богов, завершавшего центральную часть парадного фасада, по€вилс€ лучковый фронтон, в тимпане которого поместили дату основани€ дворца. Ќеузнаваемым стал облик парадного крыльца и балкона над ним, опиравшегос€ не на легкие колонны, а на массивные кирпичные столбы квадратного сечени€.

ћеншиковский дворец. ƒворовый фасад. ѕосле реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры ѕетербурга первой трети 18 века

ћеншиковский дворец. ƒворовый фасад. ѕосле реставрации

ƒерев€нна€ галере€, примыкавша€ к северному дворовому фасаду, была заменена каменной, совершенно иной по своим архитектурным формам. Ќаконец, прежний Ђмалыйї поэтажный ордер, когда на каждом этаже южного фасада имелись пил€стры соответствующей высоты, заменили пил€стры большого ордера, простиравшиес€ на всю высоту второго и третьего этажей. —ильно изменило пропорции дворца и постепенное нарастание так называемого культурного сло€, т. е. повышение поверхности окружающего его грунта. ƒворец как бы врос в землю более чем на полтора метра, отчего его цокольный этаж вместе с окнами оказалс€ полностью закрытым.

—урова€ блокадна€ пора тоже не пощадила ћеншиковский дворец. ќсколки фашистских снар€дов во многих местах пробили его кровлю, выбили стекла. —ырость и холод разрушали конструкции и отделку этого замечательного пам€тника архитектуры. ≈ще до окончани€ ¬еликой ќтечественной войны во дворце провели первоочередные ремонтные работы и приспособили его дл€ размещени€ различных организаций.

ќднако серьезна€ реставраци€, которой предшествовали многолетние исследовани€, была еще впереди. “акие исследовани€ начал в 1956 году архитектор —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских ј. Ё. √ессен, многие годы посв€тивший делу реставрации ћеншиковского дворца. ≈му помогала небольша€ группа сотрудников мастерских Ч техники ¬. ». »ванов, —. ». Ўешукова и др.

ћеншиковский дворец.  ордегарди€. ƒо и после реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры ѕетербурга первой трети 18 века
ћеншиковский дворец.  ордегарди€. ƒо и после реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры ѕетербурга первой трети 18 века
ћеншиковский дворец.  ордегарди€. ƒо и после реставрации

’от€ производить исследовани€ в эксплуатируемом здании было крайне т€жело и неудобно, они все же сумели выполнить архитектурные обмеры р€да помещений и осуществить некоторые археологические находки.

–езультаты предварительных изысканий всел€ли уверенность, что имеетс€ возможность раскрыть первоначальные архитектурные формы дворца, исчезнувшие под позднейшими наслоени€ми и переделками. ¬ 1965 году ћеншиковский дворец был освобожден от занимавших его организаций, а в 1967 году, учитыва€ исключительную историческую и художественную ценность этого уникального пам€тника, он был передан √осударственному Ёрмитажу дл€ размещени€ в дальнейшем экспозиции, посв€щенной культуре –оссии первой трети XVIII века. —разу же после освобождени€ здани€ ћеншиковского дворца в нем возобновились исследовательские работы. »х по-прежнему возглавл€л ј. Ё. √ессен, посто€нным помощником которого был научный сотрудник ё. ¬. “рубинов. Ќеоценимое содействие оказывали им члены Ћенинградского городского отделени€ ¬сероссийского общества охраны пам€тников истории и культуры, которые в свободное от работы врем€ трудились во дворце.

ћноголетние изыскани€ имели исключительное значение дл€ разработки научно обоснованного проекта реставрации здани€. ¬едь до нас дошли единичные документы, чертежи и зарисовки, отражающие историю строительства дворца и его первоначальный облик; остальные бесследно исчезли вместе с частью архива ј. ƒ. ћеншикова.

 ћеншиковский дворец. ¬ерхний вестибюль. ƒо и после реставрации
ћеншиковский дворец. ¬ерхний вестибюль. ƒо и после реставрации

ћеншиковский дворец. ¬ерхний вестибюль. ƒо и после реставрации


—ледовательно, единственным источником, из которого можно было почерпнуть необходимые реставраторам сведени€, €вл€лось само здание, и оно щедро вознаграждало кропотливых исследователей, раскрыва€ перед ними свои тайны.

“ак, изуча€ дверные и оконные проемы, заложенные при бесчисленных переделках, реставраторам удалось распознать первоначальную анфиладную планировку половин второго этажа. Ўурфы, заложенные у подножи€ дворца, позволили вы€снить высоту его цокольного этажа и определить первоначальные пропорции здани€. ѕод позднейшими наслоени€ми, закрывавшими полы помещений цокольного этажа, совершенно неожиданно открылась выстилка из шестиугольных фигурных кирпичей петровского времени, образующих своеобразный каменный ковер.

¬первые было зафиксировано исключительное разнообразие сводов помещений цокольного и первого этажей, насчитывающих до тринадцати разновидностей и составл€ющих единственную в своем роде Ђколлекциюї. Ќа стенах ѕарадной лестницы под сло€ми окрасок и наметов штукатурки удалось обнаружить остатки первоначальных росписей, выполненных на аллегорические сюжеты, а на колоннах и стенах ¬естибюл€ Ч следы расколеровки Ђпод мраморї.

»нтереснейшие открыти€ ожидали реставраторов в ќреховой гостиной. »ми было установлено, что живописный плафон на потолке, приписываемый ‘. ѕильману, раньше считавшийс€ исполненным на коже, на самом деле написан на холсте.

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ѕлафон. ’удожник ‘. ѕилъман. ‘рагмент. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ѕлафон. ’удожник ‘. ѕилъман. ‘рагмент. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ѕлафон. ’удожник ‘. ѕильман. ‘рагмент. ƒо реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ѕлафон. ’удожник ‘. ѕильман. ‘рагмент. ƒо реставрации

Ќо еще более неожиданным оказалось обнаружение под ним первоначальной росписи непосредственно по штукатурке, изображающей в центре фигуру ѕетра I в образе античного геро€, облаченного в латы и шлем, а на углах Ч девизы и изречени€, проникнутые патриотическим духом и отражающие событи€ —еверной войны.

јнализиру€ находки, сделанные в ќреховой гостиной, и сопоставл€€ их с архивными документами, ё. ¬. “рубинов сумел установить точную дату создани€ этого интерьера, а ћ. √.  олотов Ч им€ наиболее веро€тного автора первоначальной росписи плафона, которым, по-видимому, €вл€лс€ известный живописец петровского времени √ригорий ќдольский (јдольский).

ќбследованию подверглись и конструкции здани€. ѕри этом вы€снилось, что чердачные и междуэтажные перекрыти€, уложенные на дерев€нных балках, во многих местах поражены гнилью, в них имеютс€ колонии грибков и древоточцев, а потому они крайне нуждаютс€ частично в замене, а частично в усилении. Ќекогда наскоро выложенна€ сравнительно тонка€ кирпична€ кладка стен и колонн требовала срочного усилени€.

Ќеобходимо отметить, что одновременно с исследованием здани€ в нем велись и первоочередные реставрационные работы. ¬ частности, художники ¬. ». Ћаврухин и Ћ. ¬. ѕлавкова осуществили исключительно сложную реставрацию пильмановского плафона в ќреховой гостиной, находившегос€ на грани полного разрушени€. ’удожник Ѕ. Ќ.  осенков, которого консультировал Ќ. ¬. ѕерцев, со скрупулезной тщательностью расчистил от набелов и закрасок первоначальную роспись на потолке того же помещени€. ¬ 1979 г. художниками я. ј.  азаковым, Ѕ. Ќ. Ћебедевым и Ѕ. Ћ. √оловановым были расчищены угловые композиции плафона.
 ерамист Ѕ. ј. ћицкевич, произвед€ множество экспериментов по подбору керамической массы, красок и глазури, еще в конце 1950-х годов разработал технологию воссоздани€ голландских кафельных плиток начала XVIII века, которую применили при реставрации интерьеров ћонплезира в ѕетродворце и Ћетнего дворца ѕетра I. ћицкевич вместе с учениками изготовил такие плитки с кобальтовой подглазурной росписью дл€ восполнени€ утрат в облицовке комнат ¬арваринской половины.

Ќа основании результатов архитектурно-археологических исследований ћеншиковского дворца ј. Ё. √ессен разработал проектные предложени€ по его реставрации. »м был также поставлен вопрос о возможности возвращени€ фасадам здани€ их первоначального облика.

¬ 1974 году разработку комплексного проекта реставрации ћеншиковского дворца поручили институту Ћенжилпроект. ¬ыполнение этой ответственной задачи возложили на инженера  . ј.  очергина и архитекторов √. ¬. ћихайлова и ¬.  . √алочкина.

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. –асчистка росписи первоначального плафона. ’удожник Ѕ. Ќ.  осенков

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. –асчистка росписи первоначального плафона. ’удожник Ѕ. Ќ.  осенков

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ѕлафон. ’удожник ‘. ѕильман. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ѕлафон. ’удожник ‘. ѕильман. ќбщий вид. ѕосле реставрации

Ќепосредственное участие в работе проектировщиков принимал прикомандированный к ним научный сотрудник объединени€ Ђ–еставраторї ё. ¬. “рубинов, уже много лет, изучавший ћеншиковский дворец. ƒл€ оказани€ проектировщикам квалифицированной помощи и контрол€ фа их де€тельностью была создана авторитетна€ комисси€ научных консультантов, в которую вошли архитектор ј. ј.  едринский, научный сотрудник √осударственного Ёрмитажа Ќ. ¬.  ал€зина и старший преподаватель кафедры истории искусств Ћенинградского государственного университета ё. ћ. ƒенисов.

«а короткий период коллектив инженеров и архитекторов Ћенжилпроекта выполнил огромный объем работ. Ѕыли выпущены проекты электрооборудовани€, отоплени€, водопровода, канализации и других инженерных сетей и сооружений, необходимых дл€ нормального функционировани€ будущего музе€. ѕосле дополнительного обследовани€ конструкций здани€ по€вилс€ проект их реставрации и был решен вопрос о гидроизол€ции цокольного этажа. Ќо наиболее сложной по-прежнему оставалась архитектурна€ часть проекта. — установленных у фасадов дворца лесов √. ¬. ћихайлов, ¬.  . √алочкин и ё. ¬. “рубинов провели тщательные архитектурно-археологические изыскани€ на многих участках, ранее недоступных дл€ исследовани€; эти изыскани€ дали новые богатые результаты.

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. –аскрытые из-под сло€ Ђзаписиї росписи первоначального плафона. ’удожник √. ќдольский (?

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. –аскрытые из-под сло€ Ђзаписиї росписи первоначального плафона. ’удожник √. ќдольский (?)

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. –аскрыта€ роспись плафона Ђѕетр I в образе геро€-победител€ї. ’удожник √. ќдольский (?)

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. –аскрыта€ роспись плафона Ђѕетр I в образе геро€-победител€ї. ’удожник √. ќдольский (?)

”далось определить первоначальные размеры оконных проемов, пил€стр Ђмалогої ордера и даже обнаружить в кирпичной кладке остатки оснований фигурных фронтонов ризалитов.

 роме того, архитекторы, детально изучив объемно-пространственную композицию дворца, пришли к выводу о четко прослеживаемой взаимосв€зи в пропорци€х всех элементов его архитектуры. ѕодобные пропорциональные соотношени€ позволили определить габариты утраченных архитектурных элементов фасада, исход€ из размеров сохранившихс€.

ќбобщив и проанализировав данные, полученные в результате архитектурно-археологических исследований и расчетов, и сопоставив их с изученными до малейших подробностей гравюрами ј. ‘. «убова, ј. ». –остовцева и рисунком X. ћарселиуса, а также с другими иконографическими материалами, запечатлевшими облик зданий петровской эпохи, архитекторы пришли к выводу, что имеютс€ весьма веские доводы дл€ того, чтобы вернутьс€ к мысли о возможности возрождени€ фасадов ћеншиковского дворца в их первоначальных архитектурных формах. Ёта иде€ и была положена в основу созданного ими проекта реставрации. ќн предусматривал воссоздание высокой шатровой кровли, фигурных Ђфиниментовї ризалитов, аттика над центральной частью южного фасада, возвращение к поэтажным пил€страм Ђмалогої ордера и пр€моугольным переплетам с мелкой расстекловкой, установленным заподлицо с кладкой.

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ‘рагмент. ƒо реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ‘рагмент. ƒо реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ќрехова€ гостина€. ќбщий вид. ѕосле реставрации

Ќе удалось лишь достаточно убедительно обосновать возможность воссоздани€ первоначальной архитектуры парадного крыльца и балкона над ним, в св€зи, с чем их предлагалось оставить в том виде, в каком они дошли до нашего времени. “ехнически невозможным оказалось и восстановление пропорций дворца, так как полное открытие ушедшего в землю цокольного этажа привело бы к образованию глубокого рва вокруг всего здани€. ѕоэтому пришлось ограничитьс€ созданием при€мка у южного фасада (устройство его предусматривалось еще в проектных предложени€х ј. Ё. √ессена), позвол€ющего увидеть раскрытую часть цокольного этажа и ощутить первоначальные пропорции здани€. ¬ целом же проект предусматривал максимально возможное приближение фасадов ћеншиковского дворца к тому облику, какой они имели в первой трети† XVIII века. ѕроект, разработанный  . ј.  очергиным, √. ¬. ћихайловым и ¬.  . √алочкиным, был рассмотрен √лавным архитектурно-планировочным управлением Ћенгорисполкома и ”ченым советом √осударственной инспекции по охране пам€тников и после всестороннего обсуждени€ утвержден. — 1977 года он стал воплощатьс€ в жизнь.

 апитальна€ реставраци€ ћеншиковского дворца началась с укреплени€ конструкций, составл€ющих основу корпуса здани€. Ёти общестроительные работы выполн€ла комплексна€ бригада ».  . —еменова из ремонтно-строительного треста є 1 ”правлени€ капитального ремонта. ≈ю были сооружены нова€ стропильна€ система и высока€ шатрова€ кровл€ из медных листов.

ћеншиковский дворец. ѕередн€€ (—екретарска€). Ѕарельеф плафона Ђѕлодородиеї. ƒо и после реставрации
ћеншиковский дворец. ѕередн€€ (—екретарска€). Ѕарельеф плафона Ђѕлодородиеї. ƒо и после реставрации

ћеншиковский дворец. ѕередн€€ (—екретарска€). Ѕарельеф плафона Ђѕлодородиеї. ƒо и после реставрации

ѕришедшие в аварийное состо€ние дерев€нные перекрыти€ Ч как чердачное, тар и междуэтажные Ч замен€лись несгораемыми из сборного железобетона, уложенного на металлические балки. ѕравда, в комнатах ¬арваринской половины, где замена перекрытий могла привести к повреждению декоративной отделки потолков, дерев€нные балки сохран€лись, но усиливались металлическими конструкци€ми, воспринимавшими всю нагрузку. ”частки наружных и внутренних стен, на которых выветривша€с€ и разрыхливша€с€ кирпична€ кладка находилась на грани разрушени€, разбирались, а затем выкладывались заново из добротного, прочного кирпича. Ќенадежные кирпичные колонны и столбы ст€гивались железобетонными по€сами-обоймами.

 валифицированными мастерами из ”правлени€ капитального ремонта были выложены в соответствии с проектом при повседневном архитектурном надзоре фигурные Ђфиниментыї и аттик на южном фасаде, изготовлены сотни оконных блоков с переплетами, имеющими мелкую расстекловку, которые устанавливались в проемы, вновь ставшие пр€моугольными. ќни же выт€нули на каждом этаже пил€стры Ђмалогої ордера, произвели штукатурные и мал€рные работы, окрасив фасады в золотистый цвет. ѕо€вилс€ у южного фасада и глубокий при€мок со стенками, облицованными гранитом, и дном, вымощенным булыжником, представл€ющий собой своего рода Ђокної, позвол€ющее загл€нуть в историю пам€тника.

†¬о врем€ реставрации южного фасада дворца удалось установить первоначальные форму и характер отделки портала главного входа. ƒошедший до нас портал имел полуциркульное завершение и был обрамлен мрамором. ѕричем этот мрамор во врем€ одного из предыдущих ремонтов закрасили черной масл€ной краской. ѕервоначально же портал, как вы€снилось, был пр€моугольным, а его обрамление выполненным из хорошо отесанных и плотно подогнанных друг к другу плит известн€ка. ¬ таком виде его и восстановили реставраторы.

ћеншиковский дворец. ѕередн€€ (—екретарска€). ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ѕередн€€ (—екретарска€). ќбщий вид. ѕосле реставрации

ќдновременно с реставрацией фасадов в интерьерах дворца, где была восстановлена прежн€€ планировка, прокладывались сети электрооборудовани€, отоплени€, водоснабжени€, канализации, обеспечивающие нормальное, отвечающее современным требовани€м, инженерное обслуживание здани€. ¬ цокольном этаже были удалены все позднейшие напластовани€ и открыты первоначальные полы из фигурного кирпича. ƒл€ гидроизол€ции цокольного этажа бережно разобрали полы, уложили гидроизол€ционный ковер, а затем восстановили кирпичную выстилку.

  осени 1979 года все основные общестроительные работы по реставрации ћеншиковского дворца подошли к концу. Ќачалась отделка интерьеров, утративших художественное оформление, и реставраци€ помещений, сохранивших его. Ќа этом этапе реставрации дворца в работу вновь включились специалисты объединени€ Ђ–еставраторї. √руппа художников во главе с ќ. –.  ожуховским и ј. ¬.  рутиковым, вз€в за образец вы€вленные при исследовании интерьеров следы Ђмраморировкиї, воссоздала роспись на стенах и колоннах ѕарадного вестибюл€.


ћеншиковский дворец. ѕрихожа€ (ѕредспальн€). ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ѕрихожа€ (ѕредспальн€). ќбщий вид. ѕосле реставрации

Ћепщики из бригады ¬. ј. ¬асильева расчистили от набелов и закрасок капители, колонны ¬естибюл€ и тончайшую лепку на потолках комнат ¬арваринской половины, а паркетчики, руководимые ¬. ћ. »льиным, перебрали художественные наборные паркеты в этих же комнатах, восполнив утраченные щиты новыми, но с прежним рисунком и из прежних пород дерева, вернув завершенность декору интерьера.

ƒес€тки дубовых филенчатых дверей изготовили дл€ интерьеров дворца стол€ры, возглавл€вшиес€ Ѕ. —. Ўабхиным. ќпытный керамист Ѕ. ј. ћицкевич и Ћ. ≈. ѕетрова, ≈. ¬. –ачковска€, —. Ќ. »ванников, ¬. ». ‘илин Ч его ученики и помощники Ч установили на стенах и откосах дверей и окон четырех комнат ¬арваринской половины сотни воссозданных ими кафельных плиток с подглазурной росписью, восполнив утраты облицовки. »нтересно, что при реставрации облицованных изразцами комнат ¬арваринской половины были сделаны новые открыти€. ѕод изразцовой облицовкой потолков обнаружилась полихромна€, плохо сохранивша€с€ живопись, выполненна€ по штукатурке. —ледовательно, первоначально потолки всех комнат ¬арваринской половины имели живописные плафоны, впоследствии, веро€тно, по желанию ј. ƒ. ћеншикова, закрытые изразцами, которые, по-видимому, казались вельможному владельцу более дорогим и изысканным украшением.

ћеншиковский дворец. —пальн€. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. —пальн€. ќбщий вид. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. ѕоварн€. ‘рагмент. ѕосле реставрации
ћеншиковский дворец. ѕоварн€. ‘рагмент. ѕосле реставрации

— особой тщательностью реставрировалась великолепна€ отделка ќреховой гостиной. ќреховые панели и пил€стры, увенчанные золочеными капител€ми, были сн€ты со стен и перевезены в мастерскую, а затем сверкающие полировкой и позолотой вновь установлены на место.

» вот, наконец, наступил знаменательный день, когда длительный и напр€женный труд многих людей самых различных профессий принес свои плоды. 6 феврал€ 1981 года √осударственна€ комисси€ прин€ла первые восстановленные помещени€ ћеншиковского дворца. —отрудники √осударственного Ёрмитажа развернули в восстановленных интерьерах дворца экспозицию, посв€щенную русской культуре первой трети XVIII века, причем наиболее интересной частью этой экспозиции стали архитектура и декоративное оформление самого здани€. ¬ том же мес€це вновь созданный музей открыл свои двери дл€ посетителей.

¬ 1985 году закончены работы в јссамблейном, позднее ÷ерковном зале, и в р€де помещений первого этажа. –еставраци€ ћеншиковского дворца еще не завершена. Ќо главное сделано. ”никальный историко-архитектурный пам€тник, находившийс€ на грани разрушени€, восстановлен и превращен в один из интереснейших музеев Ћенинграда.
ћеншиковский дворец. Ѕольшой (јссамблейный, ÷ерковный) зал. ƒо реставрации

ћеншиковский дворец. Ѕольшой (јссамблейный, ÷ерковный) зал. ƒо реставрации


ћеншиковский дворец. Ѕольшой зал. ѕосле реставрации

ћеншиковский дворец. Ѕольшой зал. ѕосле реставрации




ќт: ћаксименко ¬.ј.





5094 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы:


----------------------------

« Ћетний дворец ѕетра I и Ћетний сад - ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда  икина палаты - реставраци€ пам€тников архитектуры первой трети 18 века - ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда »