ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 3, 2014

Ћетний дворец ѕетра I и Ћетний сад - –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XVIII века (продолжение)

ѕочти три столети€ Ч немалый срок в жизни большого города.  ажда€ нова€ эпоха накладывает на него свой отпечаток, по-новому формирует его облик. —тарые постройки, воздвигнутые еще на заре существовани€ города, постепенно ветшают и уступают место новым сооружени€м или же перестраиваютс€. ¬ наши дни зданий, сохранившихс€ в неприкосновенности со времени петровского ѕетербурга, насчитываютс€ буквально единицы. ќдним из самых ценных и интересных среди этих уникальных пам€тников архитектуры €вл€етс€ Ћетний дворец ѕетра I.

Ћетний дворец, созданный в 1710Ч 1714 годах архитекторами ƒ. “резини и ј. Ўлютером, не предназначалс€ дл€ парадных приемов и торжественных церемоний. Ёто был обычный, хот€ и богатый дл€ своего времени жилой дом, в котором в летнее врем€ жил ѕетр I с семьей. Ќазначение Ћетнего дворца обусловило и скромность его внешнего облика, и его внутреннюю планировку. ƒворец представл€ет собой двухэтажное кирпичное здание, украшенное на углах рустами. ѕо фасаду его проходит фриз из стилизованных дубовых ветвей, а между окнами первого и второго этажей, на стенах, размещены двадцать дев€ть барельефов, в аллегорической форме отображающих событи€ —еверной войны.

†Ќа каждом этаже расположено по семь комнат и по одной кухне (поварне); среди них ƒетска€, ѕриемные,  абинет ѕетра I, «еленый кабинет, —пальни, —толова€, помещени€ дл€ денщиков и фрейлин, “окарн€, где ѕетр I занималс€ всевозможными ремеслами. ¬ петровское врем€ полы комнат были паркетными и мраморными, стены облицованы изразцами или зат€нуты дорогими ткан€ми, а потолки украшены лепкой и сохранившимис€ до насто€щего времени живописными плафонами работы √, √зелл€ и его учеников, прославл€вшими ѕетра I и ≈катерину I.

ѕосле смерти ѕетра I Ћетний дворец долгие годы находилс€ в запущенном состо€нии. Ђ÷арственные особыї совершенно не интересовались судьбой этого замечательного пам€тника.
Ћетний дворец ѕетра I. ‘асад. ѕосле реставрации

Ћетний дворец ѕетра I. ‘асад. ѕосле реставрации

Ћетний дворец ѕетра Ι. ƒо реставрации

Ћетний дворец ѕетра Ι. ƒо реставрации

ƒо середины XIX века дворец использовалс€ в качестве летней дачи дл€ сановников и придворных. ≈го новые хоз€ева не про€вл€ли ни малейшей заботы о сохранении первоначальной отделки и меблировки здани€.

¬о врем€ ремонтов, проводившихс€ в первой половине XIX века, мраморные и паркетные полы были заменены некрашеными дощатыми, исчезли декоративные ткани, которыми некогда были зат€нуты стены, переделаны лепные обрамлени€ живописных плафонов.

ѕо-насто€щему охран€тьс€ и изучатьс€ Ћетний дворец стал только после ќкт€бр€, когда он был превращен в историко-бытовой музей и сразу же приобрел огромную попул€рность.

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны, когда над Ћенинградом нависла грозна€ опасность, когда фашистские бомбы и снар€ды обрушились на всемирно известные шедевры архитектуры, были прин€ты оперативные меры дл€ защиты Ћетнего дворца. ¬ августе 1941 года па его фасады нанесли камуфл€жную окраску, окна закрыли специальными щитами, а на чердаке расставили мешки с песком и бочки с водой дл€ тушени€ возможных пожаров.
Ћетний дворец ѕетра I. ‘асад. –еставраци€ барельефа. Ћепщик √. я. ћиренбург

Ћетний дворец ѕетра I. ‘асад. –еставраци€ барельефа. Ћепщик √. я. ћиренбург

ћраморные статуи и бюсты, установленные в Ћетнем саду, были зарыты в землю. ¬се же уберечь дворец от осколков и взрывных волн оказалось невозможно. ќдин из фашистских снар€дов разорвалс€ поблизости от здани€. ”даром взрывной волны в окнах были вырваны рамы и выбиты стекла, осыпалась штукатурка на фасадах и потолках многих комнат, кровл€ была изрешечена осколками.

”же в 1946 году во дворец пришли реставраторы. «акипела работа. Ќа пробоины в кровле они наложили листы железа, изготовили и установили новые оконные коробки и рамы. «аново оштукатурили поврежденные участки внутренних стен и фасадов дворца, а затем побелили и окрасили их.

¬ 1947 году Ћетний дворец одним из первых среди музеев Ћенинграда был вновь открыт дл€ посетителей. ќднако с возобновлением де€тельности музе€ реставрационные работы во дворце не прекратились. Ќапротив, подлинно научна€ реставраци€ интерьеров и фасадов здани€ лишь началась; этому во многом способствовала научна€ и организационна€ работа, проводима€ первым послевоенным директором музе€ ≈. Ќ. Ёлькиной.

¬ 1949Ч1953 годах художник-реставратор —. ».  оган выполнил большую и сложную работу по реставрации семи живописных плафонов. ќн укрепил их обветшавшую основу, дублировав плафоны новым холстом, восстановил прозрачность помутневшего от сырости лака и удалил грубые Ђподновлени€ї, сделанные неквалифицированными реставраторами первой половины XIX века. ѕодчас эти Ђзаписиї даже искажали сюжет произведени€.

Ћетний дворец ѕетра I. ‘асад. Ѕарельефы Ђ“риумф Ќептуна и јмфитритыї и Ђƒианаї. ѕосле реставрации

Ћетний дворец ѕетра I. ‘асад. Ѕарельефы Ђ“риумф Ќептуна и јмфитритыї и Ђƒианаї. ѕосле реставрации

“ак, например, до реставрации 1949 года очень странно выгл€дел плафон Ђ“риумф ћинервыї в кабинете ѕетра I. Ќа нем была изображена богин€ мудрости ћинерва, направл€юща€ копье в грудь шведского корол€  арла XII, и ѕетр I, который почему-то отводил в сторону это копье, готовое поразить его смертельного врага; кроме того, фигуры  арла XII и ѕетра I были написаны в совершенно иной манере, чем вс€ остальна€ композици€.

Ћетний дворец ѕетра I. «еленый кабинет. –оспись стен. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации

Ћетний дворец ѕетра I. «еленый кабинет. –оспись стен. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации

–еставриру€ плафон, —. ».  оган установил, что фигуры  арла XII и ѕетра I написаны поверх первоначальной живописи. ”далив эту позднейшую запись, он раскрыл находившийс€ под ней фрагмент. ќказалось, что вначале копье ћинервы было направлено на три обнаженные мужские фигуры, олицетвор€ющие невежество и пороки, охваченные ужасом перед лицом грозной богини мудрости. ¬ результате реставрации сюжет плафона вновь обрел €сный смысл, искаженный в 1840 году.

¬торое интересное открытие сделал —. ».  оган при реставрации плафона Ђ“риумф ≈катериныї в “ронном зале дворца, обнаружив подпись его автора Ч художника √. √зелл€.

¬ 1957Ч1958 годах всеми работами во дворце руководил архитектор ј. Ё. √ессен. ¬ эти годы была реставрирована кровл€ здани€ и обследовано его чердачное перекрытие из толстых сосновых балок. ѕораженные гнилью участки древесины удал€лись, а балки протезировались, т. е. к ним металлическими болтами прикрепл€лись дощатые накладки. «атем все конструкции антисептировались трехпроцентным раствором фтористого натри€. “огда же были изготовлены утепленные щиты дл€ укрыти€ окон и дверей дворца осенью и зимой. ѕродолжались работы в его интерьерах.
Ћетний дворец ѕетра I.  абинет ѕетра I. ѕлафон Ђ“риумф ћинервыї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

Ћетний дворец ѕетра I.  абинет ѕетра I. ѕлафон Ђ“риумф ћинервыї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

†ќсновной целью реставрации, проводившейс€ в Ћетнем дворце в послевоенные годы, было восстановление первоначального облика его интерьеров, претерпевших существенные изменени€ в результате переделок века. Ќо дл€ того чтобы успешно решить столь сложную задачу, прежде всего надо было установить, каковы были интерьеры дворца в первые годы его существовани€. Ётим зан€лись научные сотрудники дворца музе€ ќ. Ќ.  узнецова и Ў. ». Ўтейман. ќни вчитывались в каждое слово старинных покомнатных описей, скрупулезно изучали счета подр€дчиков и другие документы о ремонтах, проводившихс€ в здании, тщательнейшим образом анализировали все описани€ дворца, составленные в ΧΧΙΙΙ веке. » постепенно собирали драгоценные сведени€.

ѕервый шаг по восстановлению первоначального характера архитектуры здани€ был сделан еще в 1952 году, когда по проекту ј. Ё. √ессена были изменены оконные переплеты. ’арактерной особенностью оконных переплетов начала XVIII века было то, что они заполн€лись большим количеством мелких стекол. ¬ один переплет вставл€лось до двадцати четырех стекол. ¬последствии, в XIX веке, эти переплеты переделали с таким расчетом, чтобы каждый из них заполн€лс€ всего лишь шестью большими стеклами.

Ћетний дворец ѕетра I. «еленый кабинет. ѕосле реставрации

Ћетний дворец ѕетра I. «еленый кабинет. ѕосле реставрации

ј. Ё. √ессен, использовав в качестве аналога стенные шкафы в «еленом кабинете дворца, архитектурно решенные наподобие окон, изготовленные в начале XVIII века специально дл€ этого помещени€ и сохранившие первоначальную мелкую расстекловку, вернул оконным переплетам всего здани€ тот вид, какой они имели в петровское врем€.

¬ начале 1962 года, после того, как благодар€ настойчивым изыскани€м ќ. Ќ.  узнецовой и Ў. ». Ўтейман удалось собрать необходимые материалы, ј. Ё. √ессен выполнил проект восстановлени€ интерьеров в первоначальном виде, который осуществили под его авторским надзором.

ѕрежде всего, зан€лись восстановлением полов.  ак отмечалось, в ΧΙΧ веке мраморные и паркетные полы были заменены некрашеными тесовыми. —тарые дубовые паркетные полы сохранились в “ронной и —пальне ≈катерины I. »зуча€ комнатные описи XVIII века, удалось установить, что паркетные полы имелись ранее в дев€ти комнатах:  абинете ѕетра I, его —пальне, ƒетской, “анцевальной, «еленом кабинете и др.† ќднако описи умалчивали о том, какой рисунок имели эти паркеты. »дти на произвольный домысел в оформлении дворцовых интерьеров реставраторы не могли.

†ѕоэтому им пришлось прибегнуть к допустимому в подобных случа€х методу восстановлени€ рисунка паркета по аналогии с паркетными полами зданий, относ€щихс€ к той же эпохе, что и Ћетний дворец. ¬ качестве таких образцов-аналогов были использованы паркеты —екретарской, —пальни, Ћакового кабинета во дворце ћонплезир в ѕетродворце и паркеты комнат ћеншиковского дворца на ¬асильевском острове.

Ћетний дворец ѕетра I. “ронна€ ѕетра I
Ћетний дворец ѕетра I. “ронна€ ѕетра I

Ћетний дворец ѕетра I. “ронна€ ѕетра I

¬осстанавлива€ паркетные полы в комнатах нижнего этажа Ћетнего дворца, реставраторы снимали существующие тесовые полы и удал€ли старые сгнившие их основани€ Ч сосновые брусь€-лаги. «атем они укладывали новые лаги из хорошо просушенных и просмоленных брусьев, после чего на них настилали щиты, а на щиты набирали паркет из дубового, кленового, липового и березового шпона. ¬ комнатах второго этажа основани€ полов оказались в хорошем состо€нии, поэтому паркетные щиты настилались пр€мо на них.

¬осстановлены были и мраморные полы, существовавшие первоначально в комнатах нижнего этажа, непосредственно сообщавшихс€ с садом: в нижнем вестибюле, нижнем коридоре, ѕервой приемной, “окарной. ”далив позднейшие дощатые полы, реставраторы соорудили в этих комнатах прочное бетонное основание, на которое и уложили на цементном растворе шлифованные мраморные плитки. ¬оспроизведение рисунка этих полов не вызывало трудностей, так как мраморные полы XVIII века, отлично сохранившиес€ в том же ћонплезире, обычно укладывались Ђв шашкуї вполне определенного размера.

ѕри восстановлении лепных украшений на потолках пришлось применить тот же метод копировани€ близких по времени исполнени€ и стилевым особенност€м образцов.

Ћетний дворец ѕетра I. –еставраци€ изразцовой печи в кабинете ѕетра I. ћастер ѕ. ј.  упидонова

Ћетний дворец ѕетра I. –еставраци€ изразцовой печи в кабинете ѕетра I. ћастер ѕ. ј.  упидонова
Ћетний дворец ѕетра I. »зразцова€ печь в кабинете ѕетра I. ѕосле реставрации

Ћетний дворец ѕетра I. »зразцова€ печь в кабинете ѕетра I. ѕосле реставрации

јрхивные документы убедительно свидетельствовали о том, что первоначальные лепные обрамлени€ живописных плафонов в семи комнатах дворца переделывались в 1820 и 1840 годах. ¬о врем€ последнего ремонта во дворце по€вились обрамлени€ в виде гирл€нд из стилизованных листьев, резко дисгармонировавшие с остальным оформлением интерьеров. Ќо, к сожалению, никаких описаний и тем более изображений первоначальной лепки в архивах обнаружить не удалось. ¬от почему и на этот раз дл€ восстановлени€ утраченных элементов первоначального оформлени€ интерьеров дворца пришлось пойти по пути копировани€ образцов декоративной отделки, уцелевших в немногих, не претерпевших изменений здани€х петровской эпохи.

Ќаиболее подход€щие дл€ этой цели образцы лепки начала XVIII века, имелись все в тех же помещени€х ћонплезира (особенно в —екретарской и ћорском кабинете), и ћеншиковского дворца на ¬асильевском острове.
¬ыбрав в них наиболее характерные и близкие по масштабу к интерьерам Ћетнего дворца, фрагменты лепного декора, скульпторы-модельщики ƒ. ƒ. ћалашкин и Ќ. ». ќде сн€ли с них клеевые формы и отлили гипсовые модели, по которым и восстановили лепные обрамлени€ плафонов в  абинете и —пальне ѕетра I, в —толовой, ƒетской, “ронной, «еленом кабинете и ¬торой приемной.

ќдним из немногих помещений Ћетнего дворца, почти полностью сохранивших до наших дней свою первоначальную отделку, €вл€етс€ «еленый кабинет. Ќаиболее интересны в его оформлении росписи с фигурами амуров, атлантов, драконов, исполненные масл€ной краской и золотом на филенках и панел€х стен, а также росписи, изображающие корзины с цветами, над обеими дверьми  абинета.

Ћетний дворец ѕетра I. ¬ид на анфиладу помещений второго этажа. ¬ процессе реставрации и после реставрации

Ћетний дворец ѕетра I. ¬ид на анфиладу помещений второго этажа. ¬ процессе реставрации и после реставрации
Ћетний сад. «ащитное укрытие пам€тника ». ј.  рылову
¬ид на анфиладу помещений второго этажа, после реставрации

 ак показали расчистки, выполненные в 1963 году группой художников-реставраторов во главе с Ќ. ¬. Ѕычковым, хот€ композици€ и рисунок росписей  абинета не изменились с момента их исполнени€, однако фон много раз переписывалс€. Ќа нем насчитывалось до п€ти последовательно нанесенных слоев краски. ѕосле того, как художники-реставраторы удалили эти нанесенные слои, фон росписи превратилс€ из тускло-серого в €рко-розовый, вновь обрет€ свой первоначальный цвет.
¬осстановили реставраторы и первоначальную светло-зеленую расколеровку на пил€страх и глади стен  абинета, обнаружив ее под семью сло€ми нанесенной позднее краски.

Ѕолее сложно, оказалось, возобновить некогда существовавшую в р€де комнат Ћетнего дворца обивку стен художественными ткан€ми. ќ том, что она была, свидетельствовали не только архивные документы, упоминавшие об обивке стен бархатом с рельефным узором, так называемым Ђрытнымї, сукном, китайским шелком и италь€нской камкой, но и остатки дерев€нных подрамников с обрывками подкладочных холстов, обнаруженные реставраторами на стенах ƒетской, —пальни ≈катерины I и ¬торой приемной под слоем штукатурки.

Ћетний сад. «ащитное укрытие пам€тника ». ј.  рылову

Ћетний сад. «ащитное укрытие пам€тника ». ј.  рылову

» употребл€вшимис€ дл€ отделки комнат Ћетнего дворца. «а эту работу вз€лись художники-керамисты Ѕ. ј. ћицкевич и ё. √. –азгильдеев. ќни уже имели опыт воссоздани€ изразцов XVIII века дл€ ћонплезира и освоили технологию изготовлени€ кафлей с подглазурной кобальтовой росписью.

»зучив специфические особенности рисунка и колорита изразцов Ћетнего дворца, Ѕ. ј. ћицкевич и ё. √. –азгильдеев изготовили такое количество новых кафлей, которое позволило воссоздать утраченные изразцовые панели в ѕервой приемной и заполнить все утраты в облицовке стен Ќижней поварни и  абинета ѕетра I; даже самый искушенный эксперт с трудом может отличить заново изготовленные изразцы, соседствующие с сохранившимис€ с петровских времен и тщательно музеефицированными. “ак советские реставраторы блест€ще справились с задачей, котора€ в прошлом веке казалась неразрешимой.

–еставраци€ 1962Ч1964 годов коснулась не только интерьеров, но и фасадов дворца. Ќа них снова были расчищены угловые русты и наличники окон, восстановлена штукатурка и окраска.

¬ 1948 году ћ. ј. “ихомирова расшифровала аллегории и раскрыла смысловое содержание барельефов на фасаде. ѕри их расчистке лепщики-реставраторы ј. ¬. ¬агин, ≈. ј.  омлева и √. я. ћиренбург сделали интересное открытие. –аньше считалось, что все двадцать дев€ть барельефов, расположенных на фасадах дворца, керамические, терракотовые.

ѕам€тник ». ј.  рылову после реставрации

ѕам€тник ». ј.  рылову после реставрации


Ћетний сад. ÷ентральна€ алле€. ƒекоративна€ скульптура

Ћетний сад. ÷ентральна€ алле€. ƒекоративна€ скульптура

јрхитектура ѕитера - Ћетний сад. »звлечение из укрыти€ скульптуры ЂЌиштадтский мирї. 1944 г.

Ћетний сад. »звлечение из укрыти€ скульптуры ЂЌиштадтский мирї. 1944 г.

–еставраторы же установили, что барельефы сделаны вовсе не из терракоты, а Ђнамазаныї на кирпичной кладке стен раствором серой извести, в который добавл€лась мелка€ кирпична€ крошка Ђцем€нкаї. Ёта техника намного сложнее, чем отливка их в мастерской, и свидетельствует о большом искусстве создателей декоративного оформлени€ дворца.

¬ 1962 Ч 1964 годах реставраторы решили еще одну проблему, имевшую первостепенную важность дл€ сохранени€ здани€, а именно Ч защиту от холода и сырости. —ырость в течение длительного времени была злейшим врагом дворца. «имой в его помещени€х становилось так сыро и холодно, что на живописных плафонах и стенах образовывалась корка льда. ќт сырости загнивали основани€ полов в помещени€х первого этажа. »збежать ее не удавалось по р€ду причин. ¬о-первых, дворец много лет не отапливалс€; все имевшиес€ в нем печи и камины давно бездействовали и выполн€ли чисто декоративные функции. ¬о-вторых, из-за отсутстви€ у основани€ дворца отмостки вокруг него застаивалась дождева€ и снегова€ вода, котора€ проникала внутрь здани€. Ќаконец, за столети€ существовани€ дворца значительно повысилс€ уровень грунта на окружающей его территории вследствие образовани€ обычного в городских услови€х культурного сло€, создающегос€ из органических и строительных остатков.
—кульптура ЂЌиштадтский мирї. 1981 г.

—кульптура ЂЌиштадтский мирї. 1981 г.

Ћетний сад. —тату€ Ђѕравосудиеї. ƒо реставрации

Ћетний сад. —тату€ Ђѕравосудиеї. ƒо реставрации

ƒворец, как говоритс€, Ђушел в землюї, скрывшую часть его цокол€. ”ровень пола в помещени€х первого этажа стал на дес€ть сантиметров ниже уровн€ территории, примыкающей к зданию; в результате этого внутрь стала проникать влага из грунта.

–еставраторы прин€ли действенные меры против сырости: реконструировав систему отоплени€ здани€, его стали обогревать теплым воздухом, проход€щим по каналам старых дымоходов, проложенных в стенах.

ƒл€ предотвращени€ проникновени€ атмосферных осадков был понижен уровень примыкающей к дворцу территории сада. –еставраторы сн€ли слой грунта толщиной около полуметра и открыли ушедшую в землю часть цокол€ здани€.  роме того, вокруг дворца была устроена каменна€ отмостка из лещадной плиты дл€ нормального стока дождевой и снеговой воды. ¬есь комплекс меропри€тий, выполненных при реставрации 1962 Ч 1964 годов, надежно защитил дворец от губительного воздействи€ сырости.

— земл€ными работами, производившимис€ на территории, примыкающей к Ћетнему дворцу, св€зано и исследование так называемого √аванца, проведенное летом 1963 года и €вившеес€ одним из интереснейших эпизодов в истории реставрации дворца. √аванцем называлс€ искусственный бассейн пр€моугольной формы, существовавший в петровское врем€ перед южным фасадом дворца. √аванец сообщалс€ с ‘онтанкой, благодар€ чему плававшие по реке парусные и гребные суда могли подходить пр€мо к главному входу во дворец. ѕодобные малые гавани были в первый период существовани€ ѕетербурга у многих общественных и частных зданий, так как реки и каналы служили тогда пут€ми сообщени€.

¬последствии, во второй половине XVIII века, после того, как архитектор ё. ћ. ‘ельтен соорудил гранитную набережную ‘онтанки, √аванец, потер€вший свое значение, был засыпан. » вот 26 июн€ 1963 года, когда на территории Ћетнего сада рыли траншею дл€ пожарного водопровода, неожиданно на рассто€нии двадцати метров от южного фасада дворца ковш экскаватора на глубине чуть более метра наткнулс€ на каменную кладку. јрхитектор ј. Ё. √ессен со своими помощниками расширили шурф и обнаруженную кладку тщательно расчистили.

ѕосле расчистки перед реставраторами предстала облицованна€ известн€ком каменна€ стенка высотой около одного метра и шириной около четырех метров. ¬ ее кладку были заделаны массивные железные причальные кольца.   верхней плоскости стенки примыкал тротуар, сделанный из уложенного Ђв елочкуї старинного клинкерного кирпича. »сследовав эту каменную стенку, реставраторы убедились, что перед ними наход€тс€ остатки набережной исчезнувшего √аванца. „тобы определить его границы, было заложено еще восемь шурфов на глубину в полтора метра.

¬осстановить √аванец в его первоначальном виде пока не представл€лось возможным. Ќо реставраторы обследовали и зафиксировали вы€вленные в результате раскопок остатки набережной √аванца, €вл€ющегос€ уникальным историко-архитектурным пам€тником.

Ћетний сад. Ѕюст Ђ¬ниманиеї. ƒо реставрации

Ћетний сад. Ѕюст Ђ¬ниманиеї. ƒо реставрации

Ћетний сад. —тату€ Ђѕравосудиеї. ѕосле реставрации

Ћетний сад. —тату€ Ђѕравосудиеї. ѕосле реставрации
Ћетний сад. Ѕюст Ђ¬ниманиеї. ѕосле реставрации

Ћетний сад. Ѕюст Ђ¬ниманиеї. ѕосле реставрации

«атем территори€ перед южным фасадом дворца, на которой некогда располагалс€ √аванец, была обозначена узкой пешеходной дорожкой, выложенной известн€ковыми плитами, и засыпана серым гранитным щебнем. Ёто условное решение давало представление об очертани€х и размерах исчезнувшей гавани.

»нтересные результаты дали и археологические раскопки, проводившиес€ на территории Ћетнего сада в 1974Ч1976 годах. »нициаторами их €вились архитектор ј. Ё. √ессен и член ¬сероссийского общества охраны пам€тников истории и культуры ћ. ¬. Ўамардин. ¬ дальнейшем археологическими изыскани€ми руководили научный сотрудник научно-производственного объединени€ Ђ–еставраторї ¬. ј.  оренцвит и преподаватели кафедры истории искусств Ћенинградского университета ё. ћ. ƒенисов и ¬. ј. Ѕулкин. ¬ ходе раскопок удалось обнаружить остатки четырех фонтанов, существовавших в первой половине XVIII века на главной аллее так называемого Ђпервогої Ћетнего сада. »сследователи вы€вили конфигурацию, конструкцию и детали оформлени€ этих фонтанов, что значительно расширило наши представлени€ о фонтанном искусстве XVIII столети€. Ѕлагодар€ этим раскопкам данные письменных и иконографических источников о былом Ђфонтанном убранствеї Ћетнего сада приобрели вещественную конкретность. ¬ отличие от давно исчезнувших фонтанов, мраморные статуи и бюсты, украшающие аллеи Ћетнего сада с петровских времен, сохранились до нашего времени. ¬о врем€ войны они были укрыты в земле, а затем вновь установлены на своих местах.
Ћетний сад.  офейный домик. ‘асад. ƒо реставрации - архитектура ѕитера

Ћетний сад.  офейный домик. ‘асад. ƒо реставрации

«а их состо€нием ведетс€ посто€нное наблюдение. ќпытнейшие скульпторы-реставраторы обеспечивают сохранность уникальной коллекции.

Ћетний сад невозможно представить без его прославленных оград Ч Ќевской, созданной архитекторами ё. ћ. ‘ельтеном и ѕ. ≈. ≈горовым в 1771Ч1786 годах и воспетой многими поэтами и писател€ми, и ограды со стороны ћойки, характерной дл€ архитектуры позднего классицизма, выполненной по проекту Ћ. ». Ўарлеман€ в 1827 г. ќбе эти ограды также реставрировались в послевоенные годы. ќсобенно серьезные работы проводились по реставрации Ќевской ограды. ≈е гранитный цоколь очищалс€ и промывалс€, погнутые кованые звень€ выправл€лись и окрашивались графитом, а накладные металлические украшени€, позолота которых пришла в очень плохое состо€ние, заново золотились.

Ћетний сад.  офейный домик. ‘асад. ѕосле реставрации - архитектура ѕитера


Ћетний сад.  офейный домик. ‘асад. ѕосле реставрации



ќт: ћаксименко ¬.ј.





4100 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« –еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XVIII века - ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда ћеншиковский дворец на ¬асильевском острове - ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда »