ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 1, 2014

√Ћј¬ј ¬“ќ–јя††

–еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XVIII века

–еставраци€ пам€тников архитектуры первой трети XVIII века

ѕам€тники начала XVIII века живо напоминают о той поре, когда Ђ–осси€ молода€, в борень€х силы напр€га€,† мужала с гением ѕетраї, они позвол€ют ощутить дух того сурового, переломного и поистине созидательного времени, когда русские армии освобождали† приладожские† и† приневские земли и –оссийское государство прочно утвердилось на берегах Ѕалтийского мор€.

¬се силы страны были сосредоточены на строительстве новой столицы. ¬ св€зи с этим указом ѕетра I возведение каменных зданий было разрешено только в —анкт-ѕетербурге Ч городе, который с самого своего зарождени€ строилс€ и планировалс€ на принципиально новых началах, не имеющих аналогов в отечественной и западноевропейской практике. ¬ этот период идут напр€женные поиски планировочных решений города в целом, создаютс€ ранее небывалые в –оссии оборонительные сооружени€, производственные, административные, культовые, торговые и жилые здани€. —троитс€ город-крепость, город порт, торговый центр, и каждое здание этого города отражает зарождение основ дальнейшего развити€ после петровской архитектуры, определ€ющим стилем которой €вилось барокко.

—воеобразный отпечаток на русскую архитектуру первой трети XVIII века наложило привлечение к творческой де€тельности выдающихс€ зодчих из стран «ападной ≈вропы, причем €вл€ющихс€ представител€ми разных архитектурных школ. ¬ то же врем€ исключительно важным было использование богатого строительного опыта замечательных отечественных мастеров и обучение национальных архитектурных кадров, которые к концу первой трети XVIII века окончательно выработали единое направление, определившее облик стро€щегос€ ѕетербурга.

–€дом с именами известных архитекторов Ч ƒ. “резини, ∆.-Ѕ. Ћеблона,† ј. Ўлютера,† ». Ѕраунштейна, Ѕ. ‘. –астрелли, ѕ. ћикетти, √. ». ћатарнови, ƒ. ћ. ‘онтана, √. ». Ўедел€, √.  иавери достойное место занимают Ђптенцы гнезда ѕетроваї Ч русские зодчие ћ. √. «емцов, ѕ. ћ. ≈ропкин, ».  .  оробов.

Ќаличник. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры ѕетербурга первой трети XVIII века
Ќаличник. ‘рагмент. ¬ процессе реставрации
ƒомик ѕетра Ι. ‘асад. ‘рагмент. ƒо реставрации
††
¬се новое и зачастую, совершенно самобытное, по€вившеес€ в архитектурной практике ѕетербурга, становилось образцом дл€ подражани€ и распростран€лось по всей –оссии, лома€ усто€вшиес€ традиции зодчества допетровской бо€рской –уси. ѕотому все сохранившиес€ до наших дней пам€тники этого периода приобрели, помимо исторической и эстетической ценности, значение как первые типологические образцы, ставшие точкой отсчета дальнейшего развити€ отечественного зодчества.

≈стественно, что при бурном развитии города, возникновении и частой смене стилистических направлений в архитектуре многие пам€тники первой трети XVIII века были уничтожены или неузнаваемо искажены позднейшими переделками. ”глубленное изучение процесса формировани€ города, истории сооружени€ и перестроек старых зданий позвол€ет не только определить первоначальный облик пам€тников эпохи основани€ ѕетербурга и обеспечить их сохранность в будущем, но и создать предпосылки дл€ вы€влени€ под позднейшими наслоени€ми строений, составл€ющих Ђзолотой фондї архитектурной сокровищницы Ћенинграда.

— первых послевоенных лет и поныне идет напр€женна€ работа по всемерному восстановлению зданий Ч свидетелей зарождени€ города на Ќеве.

ƒомик ѕетра Ι. ќкно с воссозданным Ђлуннымї стеклом
ƒомик ѕетра Ι. ќкно с воссозданным Ђлуннымї стеклом

ƒќћ»  ѕ≈“–ј Ι

—реди многочисленных архитектурных пам€тников Ћенинграда этот маленький скромный домик, расположенный на самом берегу Ќевы (ѕетровска€ набережна€, 6), занимает особое, исключительное место.
¬ историю города он вошел как первое здание, построенное во вновь рожденной Ђ—еверной ѕальмиреї, и единственное сохранившеес€ до наших дней дерев€нное сооружение эпохи основани€ ѕетербурга. ¬. √. Ѕелинский, подчеркива€ художественную оригинальность и неповторимость архитектурных сооружений петровского времени, отмечал, что домик ѕетра па ѕетроградской стороне и ћонплезир в ѕетергофе не менее значимы, чем строени€ ћосковского  ремл€. ѕон€тно, какую ценность имеет такой уникальный пам€тник истории и культуры и какого заботливого и бережного отношени€ он заслуживает.

ƒомик ѕетра I был построен солдатами - плотниками всего за три дн€ Ч с 24 по 26 ма€ 1703 года. ќн представл€ет собой одноэтажный бревенчатый сруб с крутой крышей, крытый гонтом (тонкими сосновыми дощечками клинообразного сечени€). Ќа крыше ƒомика были установлены вырезанные из дерева раскрашенные мортира и €дра. √онт, покрывавший кровлю, раскрасили Ђпод черепицуї, а стены, сложенные из тесаных сосновых бревен, расписали Ђпод кирпичї. —очетание зеленоватой кровли и оранжево-красных стен с белыми полосами, имитировавшими швы в кирпичной кладке, придавало ƒомику нар€дный вид. ¬нутри он раздел€лс€ на четыре помещени€:  абинет, —толовую, —пальню и сени. —тены и потолки этих комнат были обт€нуты грубым беленым холстом. Ќевзира€ на скромность размеров, и материалов, из которых он был построен, этот ƒомик €вл€лс€ все же царской резиденцией, и поэтому называлс€ Ђ расными хоромамиї или Ђѕервоначальным дворцом... на —анкт-петербургском острове на берегу Ќевы...ї  роме того, он как бы предвещал своим обликом гр€дущее великолепие нового каменного города.

ƒомик ѕетра Ι. ‘асад. ‘рагмент. ƒо реставрации - –еставраци€ пам€тников архитектуры ѕетербурга первой трети XVIII века
ƒомик ѕетра I. ‘асад. ƒо реставрации

ѕосле того, как ѕетр I переехал в построенный дл€ него дворец, в ƒомике уже никто не жил, и он превратилс€ в реликвию, своего рода пам€тник основани€ ѕетербурга. „тобы сохранить его дл€ гр€дущих поколений, над ним стали устраивать защитные укрыти€ Ч так называемые футл€ры. ѕервый футл€р был возведен еще в 1723 году, в восемнадцатом веке его уже дважды замен€ли, а ныне существующий сооружен по проекту архитектора –. ».  узьмина в 1844 году. ѕозднее, в 1889Ч1890 годах, к нему сделали еще две пристройки. ¬начале футл€р представл€л собой простой навес на дерев€нных столбах, затем Ч навес на каменных арках и, наконец, закрытый павильон, сложенный из кирпича.

ƒомик ѕетра I. ‘асад. ѕосле реставрации
ƒомик ѕетра I. ‘асад. ѕосле реставрации

Ќо никакие укрыти€ не смогли предохранить ƒомик от губительного воздействи€ времени. ƒерев€нное здание сильно пострадало от сырости, бревна загнивали, сруб покосилс€. ќсобенно большой ущерб причинили ему страшные наводнени€ 1777 и 1824 годов. Ќемало вреда принесла и неправильна€ эксплуатаци€ здани€. ¬ 1860 году в нем была устроена часовн€. ѕри этом окно на его южном фасаде превратили в дверь, потолки в комнатах обили жестью и привнесли р€д других искажений в первоначальную архитектуру.

ћногократные ремонты, проводившиес€ в XIX веке в ƒомике ѕетра I, также наложили на него свой отпечаток. Ќаиболее серьезные ремонтные работы выполн€лись в 1816, 1826 годах и особенно в 1844 году, когда –. ».  узьмин подвел под здание фундамент, сложенный из известн€ковой плиты. ƒл€ того чтобы укрепить просевший и покосившийс€ сруб, его стены во врем€ ремонта, ст€гивались досками, устанавливавшимис€ по вертикали с внутренней и наружной сторон здани€, и соедин€вшимис€† между собой болтами, пропущенными сквозь толщу бревен. ¬нутри ƒомика эти накладки скрыли обивкой из ткани, а снаружи их закрыли дощатыми коробами, имитировавшими форму пил€стр. “аких коробов-пил€стр на продольных стенах и на торцах здани€ насчитывалось двенадцать.

ƒомик ѕетра Ι. »нтерьер. ‘рагмент. Ќаличники после реставрации
ƒомик ѕетра Ι. »нтерьер. ‘рагмент. Ќаличники после реставрации

 роме того, периодически замен€лись бревна и целые венцы сруба. Ѕомбы и мортира, некогда украшавшие крышу ƒомика, были утрачены, а на верхнем венце, под свесом кровли, при одном из ремонтов по€вилс€ ранее не существовавший дерев€нный карниз классического профил€. ѕервоначальные оконные переплеты, которые, по-видимому, были свинцовыми, заменили дубовыми и установили на окнах железные решетки.

—тены ƒомика многократно перекрашивались при каждом, даже самом мелком, ремонте, причем слой шпаклевки и масл€ной краски наносили пр€мо на предыдущую окраску. ќ точном воспроизведении расколеровки петровского времени никто и не помышл€л. ¬ результате нанесени€ бесчисленных наслоений масл€ной краски, стены ƒомика утратили свой первоначальный вид и казались покрытыми грубой красно-бурой, растрескавшейс€ и шелушащейс€ корой. Ќаконец, в 1844 году во врем€ строительства нового павильона-футл€ра пол этого футл€ра, вплотную примыкающий к стенам, был так приподн€т, что закрыл нижний венец сруба, исказив тем самым пропорции здани€. “аким образом, к началу XX века очень много элементов первоначальной архитектуры и отделки ƒомика ѕетра I было утрачено или искажено.

ѕосле ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции использование этого уникального пам€тника коренным образом изменилось. »з часовни он превратилс€ в музей, открытый дл€ посетителей в 1930 году и ƒомик ѕетра I, пользовавшийс€ огромной попул€рностью.

ƒомик ѕетра Ι. —толова€. ƒверь после реставрации

ƒомик ѕетра Ι. —толова€. ƒверь после реставрации


ƒомик ѕетра Ι. —толова€. ѕосле реставрации

ƒомик ѕетра Ι. —толова€. ѕосле реставрации

ƒе€тельность музе€ была прервана летом 1941 года. ¬ годы войны с фашистской √ерманией, во врем€ варварских артиллерийских обстрелов Ћенинграда, ƒомику ѕетра I были причинены существенные повреждени€. “ак, в сент€бре 1941 года осколки фашистского снар€да выбили стекла в его окнах, повредили оконные переплеты и двери. ƒождь и снег беспреп€тственно стали проникать внутрь футл€ра, вследствие чего ƒомик сильно пострадал от сырости. Ќо едва лишь фашистские армии были отброшены от стен Ћенинграда, как ƒомик ѕетра I вновь стал функционировать в качестве музе€, де€тельность которого была возобновлена 31 августа 1944 года Ч в числе первых ленинградских музеев, открывшихс€ после трехлетнего перерыва.

  ремонту ƒомика ѕетра I приступили сразу же после окончани€ войны. ¬ первую очередь надо было устранить повреждени€, причиненные пам€тнику в годы блокады, и создать нормальные услови€ дл€ его эксплуатации. ѕоэтому в 1945 году, прежде всего, отремонтировали павильон-футл€р, защищавший ƒомик от пагубного воздействи€ внешней среды. ѕозднее, в 1956Ч1958 годах, в павильоне были установлены вторые заполнени€ оконных и дверных проемов, утеплено чердачное перекрытие и реконструирована система отоплени€. ¬ 1966 году сруб проантисептировали дл€ уничтожени€ плесени и жуков, разрушающих древесину.

ƒомик ѕетра Ι.  абинет. ѕосле реставрации

ƒомик ѕетра Ι.  абинет. ѕосле реставрации

ќдновременно с выполнением первоочередных реставрационных работ велось кропотливое исследование здани€. “ак, в 1966 году сотрудница —пециальных научно-реставрационных мастерских 3. ћ. »ванова произвела его полный архитектурный обмер. Ќо все эти работы €вл€лись лишь подготовкой к серьезной, многоплановой и богатой открыти€ми реставрации ƒомика ѕетра I, котора€ осуществл€лась в 1971Ч1976 годах. ќсобенность этой реставрации заключалась в том, что главна€ ее задача, в отличие от всех предыдущих, состо€ла не просто в устранении повреждений, причиненных ƒомику ѕетра I временем и войной, а в удалении всех наслоений и искажений, образовавшихс€ на прот€жении более чем 250-летнего существовани€ этого уникального здани€, с целью максимального раскрыти€ его первоначального облика.

ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. ќбщий вид. ƒо реставрации

ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. ќбщий вид. ƒо реставрации

–еставрационные работы в ƒомике ѕетра I начались в но€бре 1971 года. Ќаучно-методическое руководство ими осуществл€л архитектор ј. Ё. √ессен.   решению отдельных вопросов, возникавших в ходе реставрации, привлекались специалисты √осударственного Ёрмитажа, Ћенинградского инженерно-строительного института и других авторитетных организаций. „то же касаетс€ непосредственно реставрационных работ, то вначале они велись —пециализированными мастерскими √лавного управлени€ культуры Ћенгорисполкома, а с €нвар€ 1974 года Ч —пециальным научно-производственным объединением Ђ–еставраторї.

ѕрежде всего, дл€ полного уничтожени€, разрушающих древесину ƒомика, плесневых грибков и жучков - точильщиков, он был подвергнут так называемой фумигации, т. е. окуриванию €довитым газом, которым на несколько суток наполн€лось внутреннее помещение павильона-футл€ра.

«атем перед реставраторами встал вопрос: как удалить с фасадов и торцов сруба установленные во врем€ прежних ремонтов дощатые ст€жки и закрывающие их короба-пил€стры? Ќе подлежало сомнению, что установленные на фасадах двенадцать коробов-пил€стр во многом искажали его архитектуру, и все признавали необходимость их удалени€, но ведь они прикрывали конструктивные ст€жки, придававшие прочность срубу. ƒл€ того чтобы сн€ть со стен ƒомика чужеродные короба-пил€стры, нужно было разработать и создать новую конструкцию усилени€ сруба.

“акую конструкцию предложил сотрудник лаборатории испытаний и исследований строительных конструкций и сооружений Ћ»—» ¬. ћ. ¬асильев. ќн сконструировал металлический каркас, устанавливавшийс€ внутри ƒомика и закрывавшийс€ холщовой обшивкой стен. Ѕревна сруба подт€гивались шурупами к стойкам этого каркаса.
ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. ќбщий вид. ѕосле реставрации
ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. ќбщий вид. ѕосле реставрации
ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. —тату€ Ђјфина ѕолиадаї. ƒо реставрации
ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. —тату€ Ђјфина ѕолиадаї. ƒо реставрации

¬нутренний металлический каркас гарантировал прочность сруба, благодар€ чему становились ненужными дощатые ст€жки. ѕредложение ¬. ћ. ¬асильева было прин€то ”ченым советом √осударственной инспекции по охране пам€тников. ¬ 1971 Ч1973 годах все работы по устройству внутреннего металлического каркаса завершили, после чего фасад ƒомика был освобожден от искажавших его облик коробов-пил€стр.

ќдновременно ремонтировалась и стропильна€ система, отдельные узлы которой протезировались и усиливались. √онтовое покрытие кровли было тщательно промаркировано и разобрано. ѕробные расчистки, произведенные на некоторых гонтинах, вы€вили, что на них нанесено до п€ти слоев масл€ных окрасок, причем нижний слой зеленовато-крапивного цвета крайне отличалс€ от верхнего Ч желтоватого.   счастью, сохранность нижнего красочного сло€ оказалась вполне удовлетворительной, и его удалось раскрыть, удалив ацетоном позднейшие наслоени€ и вернуть кровле домика первоначальную расцветку.

√ораздо более трудной оказалась реставраци€ росписи Ђпод кирпичї на стенах здани€. ѕробные расчистки показали, что на разных участках сруба нанесено от дев€ти до одиннадцати слоев масл€ных окрасок и шпаклевок. ѕон€тно, что наибольшее количество наслоений имелось на самых старых, первоначальных венцах сруба, а наименьшее Ч на вставках, сделанных при многочисленных ремонтах; причем при каждой новой перекраске наблюдались все большие отклонени€ от расколеровки петровского времени.

ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. —тату€ Ђјфина ѕолиадаї. ѕосле реставрации
ѕетропавловска€ крепость. ѕетровские ворота. —тату€ Ђјфина ѕолиадаї. ѕосле реставрации

 ак и надо было ожидать, ближе других к этой расколеровке оказалась разделка Ђпод кирпичї на тех участках сруба, которые раньше закрывались дощатыми ст€жками, что предохранило их от перекрасок. »сследовани€, производившиес€ во врем€ реставрации ƒомика ѕетра I, позволили установить, что от его первоначального сруба сохранилось до наших дней не более сорока процентов древесины. ¬ы€снилось также, что три нижних венца были полностью заменены, как и два верхних венца на северном и южном фасадах, а на остальных были сделаны многочисленные врубки. ”читыва€ разновременность отдельных частей сруба, решили на первоначальных венцах удалить наслоени€ окраски и вы€вить расколеровку петровского времени. –абота эта была исключительно сложной. ¬едь предсто€ло расчистить не маленькую картину, а 27 квадратных метров стен сруба. ќднако группа художников-реставраторов во главе с Ќ. Ќ. Ѕлаговещенским и его помощником Ќ. ¬.  алининым успешно справилась с этой трудной задачей. ѕримен€€ компрессы из всевозможных комбинаций растворителей, реставраторы разм€гчали красочный слой и удал€ли его скальпел€ми. Ўпаклевки, лежавшие между сло€ми окраски, распаривали через влажную фланель утюжками и тоже снимали скальпел€ми. ”далив один слой окраски и шпаклевки, реставраторы переходили к следующему. Ёто был длительный, кропотливый и т€желый труд, но, в конце концов, он увенчалс€ успехом.

ѕетровские ворота. Ѕарельеф ЂЌизвержение —имона волхва апостолом ѕетромї. ‘рагмент. ƒо реставрации
ѕетровские ворота. Ѕарельеф ЂЌизвержение —имона волхва апостолом ѕетромї. ‘рагмент. ƒо реставрации

ѕервоначальна€, петровского времени разделка фасадов Ђпод кирпичї, казалось бы, навсегда погребенна€ под позднейшими наслоени€ми, вновь увидела свет. –аскрытие этой росписи преобразило фасады здани€. “щательной расчистке подверглись не только стены, но и внутренние оконные и дверные наличники и полотна трех внутренних дверей. –асчистку наличников также выполн€ли Ќ.  . Ѕлаговещенский, Ќ. ¬.  алинин, ё. ћ.  оролев и другие художники-реставраторы. ѕри этом им удалось сделать интересное открытие: под дес€тью сло€ми однотонных масл€ных окрасок на наличниках, они обнаружили полихромную роспись в виде цветочных гирл€нд, а на двер€х  абинета и —толовой Ч пейзажи и изображение архитектурных мотивов. Ёто было совершенно неожиданно, ибо о существовании росписей в ƒомике ѕетра I не имелось никаких упоминаний ни в литературе, ни в архивных документах. “ем больший интерес вызвало обнаружение уникальной декоративной живописи, относ€щейс€ к началу XVIII века. — помощью рентгенограмм, реставраторы точно определили очертани€ живописи, лежавшей под слоем сплошной закраски и, виртуозно работа€ скальпел€ми, полностью расчистили ее, обнажив, написанные маслом, архитектурные детали, сочные, €ркие цветочные гирл€нды и купы деревьев.

ѕетровские ворота. Ѕарельеф ЂЌизвержение —имона волхва апостолом ѕетромї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

ѕетровские ворота. Ѕарельеф ЂЌизвержение —имона волхва апостолом ѕетромї. ‘рагмент. ѕосле реставрации

–оспись оконных и дверных наличников удалось восстановить полностью, но на полотнах дверей были вы€влены очень большие утраты красочного сло€. ѕоэтому уцелевшие фрагменты живописи были тщательно расчищены и укреплены, а участки с утраченной живописью тонированы с таким расчетом, чтобы сохранилось колористическое единство композиции. ¬ажную роль в возвращении фасадам здани€ их первоначального облика сыграла замена дубовых оконных переплетов, по€вившихс€ намного позже, свинцовыми, характерными дл€ начала XVIII века. ѕервый образец свинцового переплета, выполненного реставраторами и послужившего прототипом дл€ всех остальных, был прин€т комиссией √осударственной инспекции по охране пам€тников в феврале 1974 года. ƒл€ остеклени€ окон ƒомика ѕетра I использовалось не обычное современное стекло, а так называемое Ђлунноеї, изготавливавшеес€ в петровское врем€. “ехнологи€ изготовлени€ этого стекла с неровной, волнистой поверхностью была забыта, но еще в 1948 году ее возродил известный ученый, профессор Ћенинградского технологического института имени Ћенсовета ѕ. Ќ.  ачалов, который получил в руководимой им лаборатории опытные образцы такого стекла.

ѕетровский собор. ѕодвесные леса дл€ золочени€ шпил€
ѕетровский собор. ѕодвесные леса дл€ золочени€ шпил€

ѕетровский собор. «ападный фасад. ƒо реставрации

ѕетровский собор. «ападный фасад. ƒо реставрации

ќпира€сь на эксперименты Ќ. Ќ.  ачалова, его сотруднику Ѕ. ј. ≈ремину удалось на предпри€тии Ћенинградского объединени€ Ђѕобедаї, занимающегос€ производством строительных материалов, изготовить небольшое количество Ђлунногої стекла дл€ ƒомика ѕетра I. Ёто стекло было вставлено в воссозданные свинцовые переплеты.

„тобы восстановить подлинные пропорции здани€, искаженные в 1844 году, когда при возведении павильона-футл€ра были скрыты его нижние венцы, пришлось разобрать пол этого футл€ра и понизить его уровень. ѕол на новой отметке выстилалс€ уже не известн€ковой плитой или мрамором, а кирпичом, уложенным на ребро, как это было прин€то ΧVΙΙΙ веке. ¬ысвободив нижнюю часть сруба, реставраторы вырубили цементные заделки, а затем подвели новый просмоленный сосновый брус, уложив его на каменный фундамент. Ќа южном фасаде был заделан проем, прорубленный в 1860 году при превращении окна в дверь, а на северном удалена обита€ железом дверь, установленна€ в XIX веке. ¬место нее реставраторы навесили дверь нарочито грубой (Ђтопорнойї) работы, выполненную по образцу подлинной двери того времени, обнаруженной во дворце ћеншикова на ¬асильевском острове.

ѕетропавловский собор. –еставраци€ кровли
ѕетропавловский собор. –еставраци€ кровли

†  весне 1976 года реставрационные работы в ƒомике ѕетра I были завершены и 19 апрел€ прин€ты √осударственной инспекцией по охране пам€тников. ¬осстановление первоначального облика старейшего архитектурного пам€тника нашего города стало большим успехом реставраторов, достигнутым в результате нескольких лет упорного и кропотливого труда.


ѕ≈“–ќѕј¬Ћќ¬— јя  –≈ѕќ—“№ » ѕ≈“–ќѕј¬Ћќ¬— »… —ќЅќ–

Ќаиболее выдающимс€ пам€тником юности города на Ќеве €вл€етс€ ансамбль ѕетропавловской крепости, строившейс€ по замыслу самого ѕетра I. »менно здесь, на «а€чьем острове, 27 ма€ 1703 года был заложен —анкт-ѕетербург Ч новый столичный город.

 репость возводилась исключительно быстро. ¬ течение 1703Ч1704 годов она была в основном построена. √лавными ее укреплени€ми €вл€лись шесть бастионов, каждый из которых имеет форму неправильного п€тиугольника. ќни соедин€лись между собой валами-куртинами. —троительством бастионов руководил сам ѕетр I и его ближайшие сподвижники, по имени которых они и получили свои названи€. “ри бастиона (“рубецкой, √осударев и Ќарышкин) обращены па юг, а три других («отов, ћеншиков и √оловкин) Ч на север.

ѕервоначально все бастионы и куртины были земл€ные, а с 1706 года началась их перестройка в кирпиче, однако эта работа зат€нулась на длительный срок Ч только к 1740 году все земл€ные сооружени€ были заменены каменными. ¬ толще стен бастионов и куртин были устроены казематы Ч помещени€ дл€ установки пушек и размещени€ гарнизона.  азематы раздел€лись дерев€нными перекрыти€ми-накатами на два €руса. ¬ стенах бастионов имелись р€ды амбразур дл€ ведени€ огн€.

ѕри дальнейшей перестройке крепости в ней возвели дополнительные укреплени€. ѕеред куртинами, на западной и восточной оконечност€х острова, по€вились »оанновский и јлексеевский равелины Ч треугольные оборонительные сооружени€, защищавшие подступы к воротам.

¬ ѕетропавловскую крепость ведут шесть ворот. √лавные и наиболее торжественно и богато оформленные Ч ѕетровские, расположенные в центре восточной стены крепости. ќни были построены в 1714Ч1718 годах архитектором ƒ. “резини. јттик ворот украшают замечательные образцы резьбы по дереву: барельеф ЂЌизвержение —имона волхва апостолом ѕетромї работы скульптора √. ќснера и арматуры, изображающие оружие и военные доспехи, выполненные ѕ. ‘едоровым. ¬ глубоких нишах, по обеим сторонам въездной арки, установлены статуи јфины в образах ѕаллады (воительницы) и ѕолиады (покровительницы города).

¬о второй половине XVIII века на территории крепости продолжались строительные работы. ¬ конце 1740-х годов там построили каменный дом дл€ обер-коменданта и так называемый »нженерный дом, в котором размещалась строительна€ инженерна€ команда. ѕозднее, в 1760-х годах, архитектор ј. ‘. ¬ист возвел специальный Ѕотный домик дл€ Ђдедушки русского флотаї Ч знаменитого ботика, на котором ѕетр I плавал по реке яузе (ныне этот ботик экспонируетс€ в ÷ентральном военно-морском музее в бывшем здании Ѕиржи на —трелке ¬асильевского острова).

¬ 1779Ч1786 годах в крепости произвели очень серьезную реконструкцию. ¬ эти годы наружные (эскарповые) стены всех бастионов и куртин, выход€щих на юг, к Ќеве, облицевали гранитными плитами.

ѕетропавловска€ крепость, утратив в конце XVIII века оборонительное значение, была превращена в политическую тюрьму. ¬ мрачных казематах јлексеевского равелина и “рубецкого бастиона томились ј. Ќ. –адищев и многие декабристы, петрашевцы и Ќ. √. „ернышевский, герои ЂЌародной волиї, среди которых был и старший брат ¬. ». Ћенина Ч ј. ». ”ль€нов. «десь были заключены первые русские революционеры-марксисты, искровцы Ќ. Ё. Ѕауман, ѕ. Ќ. Ћепешинский и великий пролетарский писатель ј. ћ. √орький.

ќкт€брьское восстание, в котором активное участие принимал гарнизон крепости, покончило с недобрым прошлым Ђ–усской Ѕастилииї. ¬ 1922 году в крепости создали »сторико-революционный музей.

¬ 1703Ч1704 годах, одновременно с возведением земл€ных валов и бастионов, в центре крепости построили дерев€нную церковь Ђ¬о им€ апостолов ѕетра и ѕавлаї.

ѕетропавловский собор. ќбщий вид. 1981г.

ѕетропавловский собор. ќбщий вид. 1981г.

ѕетропавловский собор. –еставраци€ фасада

ѕетропавловский собор. –еставраци€ фасада

ѕозднее, в 1712Ч1733 годах, по проекту ƒ. “резини на месте этой церкви был возведен каменный собор.

ѕетропавловский собор представл€ет собой удлиненное, пр€моугольное в плане здание, увенчанное куполом на высоком барабане.   западной стене собора примыкает много€русна€ колокольн€, завершающа€с€ золоченым шпилем, который стал символом утверждени€ –оссии на берегах Ќевы.

»нтерьер собора был оформлен со всей доступной дл€ того времени подчеркнутой пышностью. —воды украсила орнаментальна€ роспись, исполненна€ живописцами ћ. Ќегрубовым и ‘. ¬оробьевым. ¬ысоко на стенах, над окнами, были размещены восемнадцать картин на евангельские сюжеты, написанных √. √зеллем, ј. ћатвеевым, ¬. »гнатьевым, ». ¬ельским и другими известными художниками начала XVIII века. Ќо насто€щей жемчужиной собора стал уникальный дерев€нный иконостас, созданный по проекту под руководством архитектора ». ѕ. «арудного большой группой резчиков во главе с ». “елегой и “. »вановым. Ётот роскошный золоченый иконостас, центральна€ часть которого поднимаетс€ под самый купол, поражает своей легкостью и из€ществом. ¬се детали его сложной композиции Ч витые колонны, орнаментальные украшени€, многочисленные фигуры ангелов и св€тых Ч представл€ют собой насто€щие шедевры художественной резьбы. ¬ ажурном резном обрамлении иконостаса помещены сорок три иконы кисти московского живописца ј. ћ. ѕоспелова и его учеников. ћастера-резчики, которые создали иконостас, выполнили также по проекту ». ѕ. «арудного великолепную надпрестольную сень, установленную в алтаре собора, и кафедру, помещенную в среднем нефе.

ѕетропавловский собор. »нтерьер. ¬ процессе реставрации

ѕетропавловский собор. »нтерьер. ¬ процессе реставрации

ѕетропавловскому собору довелось пережить на своем веку немало ремонтов. ¬ 1756 году удар молнии разрушил его шпиль и верхнюю часть колокольни. Ќовый шпиль соорудили в 1761 Ч1770 годах. ѕозднее, в середине XIX века, его дерев€нные стойки подгнили и он накренилс€. –ешено было заменить дерев€нный шпиль металлическим. Ёта работа производилась в 1857 Ч1858 годах под руководством видного инженера ƒ. ». ∆уравского, который создал дл€ завершени€ колокольни конструкцию из кованого полосового железа.

¬ те же годы, когда перестраивалс€ шпиль, производилс€ ремонт внутренней отделки собора.   сожалению, духовенство и чиновники, руководившие этой работой, не понимали, какую художественную ценность представл€ет убранство здани€, и зачастую санкционировали действи€, совершенно несовместимые с требовани€ми научной реставрации. “ак, в 1857-1858 годах была отбита вс€ штукатурка сводов с живописью XVIII века и своды расписаны заново, хот€ и с использованием первоначальных мотивов. ѕри последующих ремонтах живопись сводов переписывалась несколько раз.

ѕосле ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции ѕетропавловский собор был передан музею, образованному на территории крепости.


ѕетропавловский собор. »нтерьер. ѕосле реставрации
ѕетропавловский собор. »нтерьер. ѕосле реставрации

ѕетропавловский собор. ‘рагмент царских врат иконостаса. ѕосле реставрации

ѕетропавловский собор. ‘рагмент царских врат иконостаса. ѕосле реставрации


ѕетропавловский собор. »сполнение фиксационной копии живописи свода. ’удожник ‘. ‘. ¬асильев

ѕетропавловский собор. »сполнение фиксационной копии живописи свода. ’удожник ‘. ‘. ¬асильев

¬оенна€ гроза 1941 года не обошла стороной старейший историко-архитектурный пам€тник Ћенинграда Ч ѕетропавловскую крепость. ќсенью 1941 года: 19 сент€бр€, 25 окт€бр€ и 8 но€бр€ Ч на территорию ѕетропавловской крепости обрушились авиабомбы весом от ста до п€тисот килограммов. «ажигательные бомбы попали в Ѕотный домик и вызвали пожар, сильно его повредивший. ќт фашистских снар€дов пострадали ≈катерининска€ и Ќикольска€ куртины, гранитна€ пристань и другие сооружени€. ќчень большой ущерб был причинен и ѕетропавловскому собору. ќсколки снар€дов отбили штукатурку, лепные детали, штукатурные т€ги и местами разрушили кирпичную кладку на фасадах.

¬зрывные волны и осколки бомб сильно повредили колонны южного портика. „ерез многочисленные пробоины в крыше начались сильнейшие протечки, разрушавшие штукатурку и живопись. Ќа росписи сводов красочный слой свисал лохмоть€ми. »з-за недостатка топлива в блокированном городе прекратилс€ обогрев собора. —тены здани€ отсырели.  артины, размещенные над карнизом, покрылись плесенью. Ќа великолепной резьбе иконостаса и надпрестольной сени были утрачены многие детали, образовалось множество сколов и трещин. ѕозолота потемнела, золото и левкас отставали от основы и осыпались.
ѕетропавловский собор. »коностас. –еставраци€ царских врат
ѕетропавловский собор. »коностас. –еставраци€ царских врат

¬ т€желые дни блокады, 17 августа 1942 года, по специальному заданию Ћенгорисполкома группа экспертов ”правлени€ по делам архитектуры: —. ‘. «олотов, ћ. ё. Ёльтерман и ќ. ј. ќстроумова, осмотрев здание† собора, тщательно зафиксировали все повреждени€ и признали необходимым Ђзашитьї оконные проемы и отремонтировать кровлю. ¬ декабре года эти работы были выполнены бойцами 1-го батальона ћѕ¬ќ.

 огда разгромленный враг был отброшен от стен Ћенинграда, в окт€бре 1944 года шпиль ѕетропавловского собора очистили от маскировочной окраски. ≈е смыли раствором каустической соды, утраты позолоты тонировали золотистой охрой, и шпиль снова засверкал над городом.

„ерез несколько лет после окончани€ войны в ѕетропавловской крепости развернулись реставрационные работы, которым предшествовало тщательное изучение этого замечательного пам€тника высококвалифицированными реставраторами. ¬ 1951 году под руководством архитектора ј. Ѕ. Ћебединской был осуществлен архитектурный обмер стен крепости, и в том же году военно-строительные организации произвели их реставрацию.  репостные стены к тому времени находились в очень неблагополучном состо€нии. –аствор, заполн€вший швы между гранитными плитами, выкрошилс€. ¬етер занес в разошедшиес€ швы землю и семена, и на крепостных стенах выросли трава, кусты и даже деревь€. —ильно разрушилась в результате выветривани€ кирпична€ облицовка северных бастионов и куртин.

¬ течение 1951 года со —тен крепости были удалены кусты и деревь€, устранены все повреждени€, причиненные им фашистскими снар€дами.

ѕетропавловский собор. »коностас. ѕосле реставрации

ѕетропавловский собор. »коностас. ѕосле реставрации

ѕетропавловский собор. »коностас. ÷арские врата. ‘рагмент. ѕосле реставрации

ѕетропавловский собор. »коностас. ÷арские врата. ‘рагмент. ѕосле реставрации

ѕетропавловский собор.  артина Ђ—ошествие —в. ƒуха на апостоловї. ƒо реставрации

ѕетропавловский собор.  артина Ђ—ошествие —в. ƒуха на апостоловї. ƒо реставрации

√ранитную облицовку очистили пескоструйными аппаратами от копоти и подтеков, а разошедшиес€ швы между плитами заполнили раствором. ¬ыветрившийс€ и разрушившийс€ кирпич удалили и заменили новым.

¬ мае Ч но€бре 1951 года реставрировалс€ фасад ѕетровских ворот. ќсколки снар€дов почти полностью разрушили левую волюту у аттика, взрывной волной была сорвана кровл€. Ќа основании проведенных под руководством архитектора ј. ј.  едринского исследований реставраторы восстановили форму ворот и удалили с фасадов штукатурный покров, достигший 18-сантиметровой толщины. ѕод ним обнаружилась кладка стен из м€гкого известн€кового камн€ с тонкой профилировкой, закрыта€ и искаженна€ еще в XIX веке.

¬ результате весьма трудоемкой и искусной работы фасады обрели свой первоначальный облик. –езчики ». Ќ. Ѕолдосов и ѕ. —. –ум€нцев реставрировали резные арматуры и барельеф ЂЌизвержение —имона волхва апостолом ѕетромї. ќни расчистили их поверхности от толстого сло€ старой шпаклевки и краски, заделали сосновыми рейками щели, восстановили все утраченные части рельефов. «атем барельеф пропитали гор€чей олифой, добавив в нее раствор фтористого натри€, защищающий древесину от гниени€, и окрасили масл€ной краской.

“аким же методом реставрировали резной барельеф, изображающий —аваофа, в лучковом фронтоне. ѕо модел€м ј. ‘. √уржи€ дополнили мелкие утраты свинцового барельефа Ђƒвуглавый орелї весом более 86 пудов, который отлил еще в 1720-е годы литейщик ‘. ѕ. ¬ассу.

† ќдновременно скульптор ј. ‘. √уржий реставрировал статуи јфины и ѕолиады, установленные в нишах ворот. Ёти статуи были выполнены так называемым Ђнамазнымї способом Ч мастер моделировал скульптуру, намазыва€ известковый раствор на каркас в виде кирпичного столба.   началу реставрации многие детали фигур были утрачены.  роме того, при прежних ремонтах статуи много раз перекрашивали, вследствие чего на них образовалс€ толстый слой шпаклевки и краски. ј. ‘. √уржий расчистил скульптуру от наслоений, восстановил утраченные детали и пропитал поверхность статуй гор€чей олифой, закрепл€ющей известь.

“огда же ј. ј.  едринским на основании обнаруженного в архиве чертежа был разработан проект воссоздани€ кирпичных ¬асильевских ворот крепости, разобранных еще в середине XIX века. ¬ 1954 году этот проект реставраторы претворили в жизнь.

¬ августе Ч но€бре 1952 года —пециальные научно-реставрационные производственные мастерские реставрировали фасады ѕетропавловского южного портика и усилили металлическими кольцевыми бандажами и арматурой. √руппа студентов, возглавл€вша€с€ ј. ј.  едринским, произвела обмер фасадов и исследование профилей, что позволило устранить искажени€, привнесенные при прежних ремонтах.

ѕетропавловский собор.  артина Ђ—ошествие —в. ƒуха на апостоловї. ѕосле реставрации
ѕетропавловский собор.  артина Ђ—ошествие —в. ƒуха на апостоловї. ѕосле реставрации


ѕетропавловска€ крепость. Ќевска€ пристань. ѕосле реставрации

ѕетропавловска€ крепость. Ќевска€ пристань. ѕосле реставрации

ќсобенно широкий размах приобрели реставрационные работы, проводимые на территории ѕетропавловской крепости, после того, как в 1954 году решением »сполкома Ћенгорсовета ѕетропавловский собор, Ѕотный домик, “рубецкой и «отов бастионы и некоторые другие крепостные сооружени€ были переданы ћузею истории Ћенинграда.

¬есной 1956 года упом€нутые мастерские приступили к реставрации интерьеров собора. –уководили этими работами архитектор ». Ќ. Ѕенуа и начальник строительного участка —. ѕ. —тогов. ¬ процессе реставрационных работ удалось сделать несколько интересных открытий.

 огда художники-реставраторы во главе с ». √. јндреевым и ћ. ћ. Ўвабским произвели пробные расчистки, они обнаружили на своде три сло€ живописи, нанесенные один на другой. ∆ивопись верхнего сло€, выполненна€ в 1907Ч1908 годах, не отличалась высокими художественными достоинствами Ч это была груба€ ремесленна€ работа. ƒл€ наход€щейс€ под ним живописи, относ€щейс€ к 1878 году, характерен более тонкий рисунок и гармоничный колорит; поэтому комисси€, в которую входили видные специалисты по реставрации живописи Ќ.  . ћаковска€ и Ќ. ¬. ѕерцев, решила удалить верхний слой низкокачественной росписи.

† ћедицинскими скальпел€ми реставраторы с величайшей осторожностью сн€ли слой грубой росписи и Ђраскрылиї находившуюс€ под ним живопись. –асчищенна€ живопись была укреплена раствором рыбьего кле€, а утраты красочного сло€ тонированы клеевыми красками.

≈ще более сложной оказалась реставраци€ восемнадцати сохранившихс€ на стенах собора картин √. √зелл€, ј. ћатвеева, ¬. »гнатьева и других художников. »мена авторов этих композиций были установлены научным сотрудником ћузе€ истории Ћенинграда ≈. Ќ. Ёлькиной.   началу реставрации они были закопчены, красочный слой на них шелушилс€.  роме того, они перенесли множество реставраций, причем в XVIII и XIX веках обычным было Ђподновлениеї потускневших картин, т. е. безжалостное переписывание авторской живописи. — течением времени Ђзаписиї сильно потемнели, а лак пожелтел, в результате чего картины утратили первоначальную свежесть и €ркость красок. ’удожники-реставраторы удалили с них копоть и укрепили отстававший от холстов красочный спой, нанес€ на лицевую сторону картин раствор рыбьего кле€, а затем прогладили их теплыми утюгами через папиросную бумагу.

” дес€ти картин холст сильно обветшал и пересох, а потому их пришлось дублировать, т. е. наклеить старую основу на новый холст, близкий по плотности и фактуре к первоначальному клеем, в который добавл€лись мед и антисептик. «атем дубл€жный холст накладывали на тыльную сторону картины и снова тщательно проглаживали теплыми утюгами, чтобы холсты прочно соединились между собой.

ѕожелтевший лак и поздние записи разм€гчались составом из спирта и пинена и удал€лись скальпел€ми. ”траты красочного сло€ тонировались. –асчища€ картину Ђ есарево кесарюї, реставраторы обнаружили под слоем лака и Ђзаписиї подпись: Ђ1771 Ч ¬ельскойї. “ак было вы€влено ранее неизвестное произведение выдающегос€ художника XVIII века.

»коны работы ј. ћ. ѕоспелова и его учеников, исполненные €ичной темперой на дубовых досках, также были расчищены от позднейших масл€ных записей и потемневшего лака. ѕодчас при этом вы€вл€лись курьезы. “ак, оказалось, что реставраторы прошлого века сочли нужным Ђобутьї св€тых, изображенных первоначально босыми, полага€, очевидно, что лицам столь высокого сана непристойно оставатьс€ без обуви.

Ќе менее интересные результаты дали зондажи, произведенные дл€ определени€ изначальной окраски внутренних стен и пилонов собора. ѕод многочисленными сло€ми краски и штукатурки удалось обнаружить самый ранний Ч Ђбирюзовыйї Ч колер нижнего €руса стен и охристо-розовый Ч верхнего. ¬ соответствии с этим и окрасили стены собора.

≈ще большей неожиданностью оказалось то, что на пилонах, пил€страх и штукатурных т€гах, обрамл€ющих картины, под позднейшими наслоени€ми проступили следы первоначальной росписи, имитирующей зеленый и розовый мрамор. Ќайденные в архивах документы, содержащие сведени€ о работах по Ђмраморному расписаниюї внутри собора, подтвердили данные натурных исследований. Ќа основании тщательных изысканий была воссоздана утраченна€ роспись пилонов, пил€стр и обрамлени€ картин Ђпод розовый и зеленый мраморї.

Ќемало мастерства потребовала от резчиков и позолотчиков реставраци€ иконостаса и надпрестольной сени. “рещины в дереве заделывались шпаклевкой из бумаги и пеньки, пропитанной олифой. Ќедостающие детали (куски драпировок, пальцы и т. д.) резчики заново вырезали из липы по изображени€м на старых фотографи€х.

ѕетропавловска€ крепость. Ќевска€ пристань. ƒо реставрации

ѕетропавловска€ крепость. Ќевска€ пристань. ƒо реставрации

”траты позолоты восполн€лись фрагментарным золочением, стара€ позолота расчищалась и промывалась. Ќижний €рус иконостаса (до карниза), на котором имелось особенно много осыпей позолоты и левкаса, был полностью перезолочен.

Ќо самым трудным и ответственным оказалось золочение шпил€ колокольни собора. Ўпиль облицован медными листами толщиной три миллиметра, вызолоченными ртутно-гальваническим способом. ѕри этом способе золочени€ медные листы, предварительно разогретые и обработанные кислотами, покрывают ртутью и помещают в гальваническую ванну, наполненную водным раствором хлористого золота, фосфорно-натриевой соли, синеродистого кали€ и серно-натриевой соли. ѕри пропускании электрического тока через ванну золото выпадает из раствора и тонким слоем оседает на поверхности медных листов.

«а сто лет, прошедших с момента сооружени€ шпил€, его позолота, как показали результаты обследовани€, проведенного верхолазами Ч архитектором ё. ѕ. —пегальским и ќ. Ќ. “ихоновым, пришла в крайне плохое состо€ние. Ќа больших участках медной обшивки позолота была полностью утрачена, а сохранивша€с€ покрылась сетью трещин и при малейшем прикосновении осыпалась в виде мелких чешуек. ѕоэтому решили позолотить шпиль колокольни заново.

ѕетропавловска€ крепость. »нженерный дом. ѕосле реставрации
ѕетропавловска€ крепость. »нженерный дом. ѕосле реставрации

ƒл€ производства позолотных работ на шпиле пришлось соорудить оригинальные подвесные вантовые леса по проекту инженера ¬. Ћ.  лимова. »з оконных проемов фонарика, расположенного под основанием шпил€, были выпущены тавровые балки, а на вершине шпил€ верхолазы сн€ли один р€д медной обшивки и прикрепили к обнаженным металлическим ребрам каркаса верхнее кольцо лесов, изготовленное из уголкового железа. ћежду балками и верхним кольцом нат€нули стальные тросы-ванты, к которым на равных рассто€ни€х прикрепили шестнадцать €русов легких решетчатых настилов, представл€вших собой щиты из металлических трубок. —наружи леса были обт€нуты предохранительной сеткой, а дл€ укрыти€ позолотчиков от дожд€ и ветра соорудили шатры из плотной ткани Ђперфольї.

29 ма€ 1957 года бригада из шестнадцати мастеров приступила к работе. ќни снимали наждачным полотном старое, осыпающеес€ золото, а затем очищали медные листы металлическими щетками. ќчищенные от окислов листы обезжиривались уайт-спиритом.
6 июн€ началась подготовка обшивки шпил€ под позолоту. ¬ соответствии с традиционной технологией производства позолотных работ полагалось наносить на металл перед его золочением антикоррозийное покрытие из свинцового сурика на натуральной олифе. ќднако суриковый грунт очень долго не просыхает, что увеличивает продолжительность работы. ѕоэтому ленинградские реставраторы решили отказатьс€ от старого метода.

ѕетропавловска€ крепость.  омендантский дом. ѕосле реставрации

ѕетропавловска€ крепость.  омендантский дом. ѕосле реставрации

Ќова€ технологи€ подготовки металла под позолоту при помощи синтетических лаков, впервые осуществленна€ при золочении шпил€ ѕетропавловского собора, была разработана сотрудником института √»»»-4 ≈. —. √уревичем, заведующей лабораторией —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских ≈. ј.  ругл€ковой и научным сотрудником Ћ. ». ¬асильевой.

—начала медные листы обшивки дважды покрывали лаком (—Ѕ-1c) с добавками небольшого количества свинцового сурика и охры. «атем наносили слой лака (—Ѕ-1с) без добавок и, наконец,Ч слой €нтарного лака (я -1).
11 июн€ началось покрытие обшивки шпил€ масл€ным лаком Ђморданї и накладка золота. Ўпиль золотили так называемым Ђт€желымї сусальным золотом. Ўестьдес€т листиков такого золота размером 91,5X91,5 мм каждый составл€ют одну книжку весом 2,5 г.

–уководила всеми работами по золочению шпил€ научный сотрудник —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских Ћ. ». ¬асильева. ¬озглавл€ема€ ею бригада позолотчиков, в состав которой входили опытные мастера  . ƒ. ћауричев, √. ј. ћаслова, ¬. ѕ. —лезин и другие, трудилась поистине самоотверженно, невзира€ ни на какие трудности и помехи, благодар€ чему 18 июн€ в рекордно короткий срок золочение шпил€ было закончено.

„ерез неделю после окончани€ позолотных работ, 25 июн€ 1957 года, когда торжественно отмечалось 250-летие Ћенинграда, двери обновленного ѕетропавловского собора-музе€ после длительного перерыва вновь распахнулись перед посетител€ми.

†Ћетом 1978 года завершилась продолжавша€с€ три года реставраци€ конструкций шпил€, котора€ обеспечила сохранение их прочности и долговечность.

¬ последующие годы реставраци€ сооружений, расположенных на территории ѕетропавловской крепости, продолжалась. »сключительный интерес представл€ет, в частности, работа по восстановлению первоначального облика «отова и √осударева бастионов, проводивша€с€ в 1963Ч1968 годах. Ёти бастионы подверглись весьма серьезным изменени€м в первой половине XIX века, когда в них размещались всевозможные военные учреждени€. »менно тогда амбразуры первого €руса были заложены кирпичом, а амбразуры второго €руса переделаны в большие окна. —трельчатые проемы казематов, ранее раскрытые во всю свою ширину в сторону
крепостного двора, также заложили кирпичом и проделали в кладке дверные и оконные проемы. ¬нутри казематов были ликвидированы дерев€нные накаты, раздел€вшие их на €русы.

јрхитектор √осударственной инспекции по охране пам€тников Ћенинграда ¬. ј. Ѕутми и архитектор —пециальных научно-реставрационных производственных мастерских ». Ќ. Ѕенуа провели исчерпывающие исследовани€, в результате которых вы€снили все подробности постройки бастионов, их первоначальной планировки и позднейших переделок. Ќа основе собранных ими материалов ». Ќ. Ѕенуа разработала проект реставрации «отова и √осударева бастионов, который с 1963 года стал воплощатьс€ в жизнь. ¬ ходе реставрационных работ по «отову бастиону были снова раскрыты входные проемы казематов этого бастиона, восстановлена изначальна€ форма амбразур второго и первого €русов. ¬нутри нескольких казематов по сохранившимс€ в их стенах гнездам от балок воссоздали бревенчатые накаты и дерев€нные пандусы, ведущие на второй €рус.  роме того, был понижен уровень территории, примыкающей к эскарповым стенам трех казематов. — нее удалили полутораметровую толщу грунта и открыли часть стен бастиона, скрытую так называемым культурным слоем, образовавшимс€ за два с половиной века.

–еставрированы были и аппарели Ч пологие пандусы, по которым поднимали пушки на стены «отова и √осударева бастионов. јппарели расчистили от выросших на них кустов и деревьев и восстановили в их верхней части кирпичные парапеты, покрытые лещадными плитами. Ќа трех бастионах Ч «отовом, √осударевом и ћеншиковом Ч выполнили реставрацию фасов Ч передних сторон бастионов и аппарелей.

¬ 1963 году к числу зданий, принадлежащих ћузею истории Ћенинграда, были присоединены  омендантский и »нженерный дома в ѕетропавловской крепости. ¬ них было решено развернуть новую экспозицию, но перед этим их нужно было реставрировать.

 омендантский дом реставрировали по проекту инженера —. ¬. „еканова и архитектора “. —. Ўихиной, а »нженерный дом Ч по проекту архитектора ». Ќ. Ѕенуа. –еставраторы постарались возвратить фасадам тот облик, который они имели в XVIII веке. ¬о врем€ реставрации »нженерного дома были вновь раскрыты арочные проемы, выход€щие во двор, и восстановлены недостающие элементы оформлени€ фасадов. ¬  омендантском доме в ходе реставрационных работ был раскрыт проем ворот на северном фасаде и разобрана галере€, пристроенна€ к дому в XIX веке.

„то касаетс€ интерьеров »нженерного и  омендантского домов, то, поскольку они не сохранили никаких следов первоначальной планировки и отделки, их отремонтировали в соответствии с требовани€ми музе€, который развернул здесь историко-художественную экспозицию. »сключение составл€ют лишь три комнаты на втором этаже  омендантского дома, в которых некогда происходили заседани€ следственной комиссии, допрашивавшей арестованных декабристов. ¬ этих комнатах с возможной исторической достоверностью восстановлена отделка первой четверти XIX века, а на стенах и откосах окон Ч первоначальна€ роспись под мрамор.

ѕоследним по времени этапом в реставрации многочисленного и разновременного комплекса сооружений ѕетропавловской крепости €вились работы, провод€щиес€ на территории  омендантского кладбища, примыкающего к восточной и южной стенам собора.  омендантское кладбище - с 1720 года служило местом захоронени€ комендантов ѕетропавловской крепости. “ам погребены первый обер-комендант ѕетербурга, сподвижник ѕетра I Ч генерал –. ¬. Ѕрюс и 18 комендантов крепости, в том числе знаменитый герой ќтечественной войны 1812 года Ђоднорукий генералї ». Ќ. —кобелев. Ќа могилах были установлены художественно выполненные чугунные, известн€ковые, гранитные и мраморные надгроби€. ¬ 1842Ч1843 годах кладбище обнесли металлической оградой. «а врем€, прошедшее с момента основани€ кладбища, его первоначальный уровень повысилс€ более чем на метр. ¬ результате этого погребени€ двух первых комендантов крепости ћ. ќ. „емизова и я. X, Ѕахмиотова оказались скрытыми под толстым слоем грунта. ќстальные же надгроби€ XVIII и первой половины XIX веков многократно приподнимались путем подведени€ под них каменных оснований.  ладбище заросло деревь€ми и кустами, корни которых разрушали захоронени€. ћногие чугунные и каменные плиты надгробий были сильно повреждены, а некоторые совершенно разбиты.

¬ 1966Ч1967 годах архитекторы —. √. »гнатьев и ћ. ‘. ≈горов произвели обследование и архитектурный обмер  омендантского кладбища. ѕозднее, в 1979 году, археолог ¬. ј. √рач обнаружил скрытые в земле захоронени€ „емизова и Ѕахмиотова.

ќбобщив результаты всех этих изысканий, архитектор ». Ќ. Ѕенуа разработала в 1980 году проект реставрации  омендантского кладбища, который ныне уже осуществлен. ¬ соответствии с проектом уровень захоронений XVIII века, примыкающих к центральной части восточного фасада, понижен и возвращен на первоначальную отметку. «ахоронени€ второй половины XIX и XX веков остаютс€ на нынешнем уровне. √раницей между этими двум€ част€ми кладбища служат одернованные земл€ные откосы и кирпичные подпорные стенки, а соедин€ютс€ они лестницей со ступен€ми из серого гранита. ƒеревь€ и кусты, выросшие на территории кладбища, вырубаютс€, и оно засеваетс€ травой. —охранившиес€ чугунные, мраморные и гранитные плиты надгробий реставрируютс€, а утраченные воссоздаютс€ из известн€ка.

» доныне не прекращаютс€ реставрационные работы в ѕетропавловской крепости. Ћенинградские реставраторы делают все дл€ того, чтобы навеки сохранить единственный в своем роде историко-революционный и архитектурный музей, в котором каждый камень напоминает о первых годах города на Ќеве, свидетельствует о славной истории нашего народа, о его героическом революционном прошлом.



ќт: ћаксименко ¬.ј.





4011 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« –емонт квартиры, состав работ, виды, этапы Ћетний дворец ѕетра I и Ћетний сад - ¬осстановление пам€тников архитектуры Ћенинграда »