—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: јпрель 9, 2018

ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии

 

Ќеовизантийска€ архитектура в –оссии, точнее неорусска€, или русско-византийска€, византийско-русска€ - это все общие термины, используемые дл€ определени€ комплекса различных движений, по€вившихс€ в русской архитектуре второй четверти XIX в. и представл€ющих в разной степени сочетание русской допетровской† и элементов византийской архитектуры.

Ќеорусский стиль расцвел в том климате вернувшегос€ интереса к национальной архитектуре, который распространилс€ по всей ≈вропе в течение XIX в., представл€€ собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследи€. »ногда русское возрождение ошибочно понимаетс€ как процесс изучени€ и преобразовани€ элементов предыдущей русской архитектурной культуры, хот€ большинство архитекторов-приверженцев этого возрождени€ не обращались напр€мую или исключительно к традиции. Ќаоборот, они искусно стилизовали, многочисленные элементы неорусского стил€ в последствии комбинировались с детал€ми других национальных и международных направлений.

 

 ультурное резюме

 ак и романтическое возрождение «ападной ≈вропы, неорусский стиль сложилс€ вокруг интереса интеллектуалов к монументам нации. »сторизм разносилс€ эхом вместе попул€рными национализмами и панславизмом того времени. ѕервым иллюстрированным примером, относ€щимс€ к русской архитектуре, был проект графа јнатоли€ ƒемидова совместно с французским художником јндре ƒюраном: записи об их туре по –оссии 1839 г. были опубликованы в ѕариже в 1845 г. под названием "јльбом живописного и архитектурного путешестви€ по –оссии". Ћитографии ƒюрана обманывают иностранную восприимчивость к, казалось бы, такой иной русской архитектуре, показыва€ некоторые элементы искаженными любопытным образом.  роме того, тщательное изображение самой архитектуры относитс€ скорее к литературе путешестви€, чем к историческому исследованию.

ѕопытка узнать хронологию и развитие русской архитектуры началась с исследовани€ ».ћ.—негирева и ј.ј.ћартынова "–усска€ старина в пам€тниках церковного и гражданского зодчества" (ћосква, 1851). √осударство про€вл€ло интерес к этому, финансиру€ серию брошюр, изданных как "ƒревности российского государства" (ћосква, 1849-53, 6 выпусков) и изображающих древность и произведени€ искусства. «атем ћосковское јрхеологическое ќбщество начала исследовани€ по теме, формализу€ ее в списке предметов к изучению. ¬ 1869-1915 гг проходит сери€ конференций (раз в 3 года), выступлени€ на которых касались в основном исследований об архитектуре  иевской –уси и начального периода ћосковской.

¬озможно, главным успехом ќбщества стало издание " омиссии по сохранению древних пам€тников" в 6 томах, в 1907-1915 гг. »мператорска€ јкадеми€ ’удожеств также заказала ¬.¬.—услову исследование, развернутое в 2 произведени€х в нескольких томах: "ѕам€тники древнего русского зодчества" (1895-1901, 7 томов) и "ѕам€тники древне-русского искусства" (1908-12, 4 тома).

»спользу€ исторические принципы позитивистов, хронологи€ русской архитектуры четко устанавливаетс€, начина€ с публикации окончательного исследовани€ (в 6 томах), касающейс€ русского искусства: "»стори€ русского искусства" (1909-17), изданной »горем √рабарем. »здание последнего тома была прервана революцией.

 

Ётапы развити€

1825-1850

ѕервым примером ¬изантийского ¬озрождени€ в русской архитектуре (существующий и поныне) €вл€етс€ сооружение, которое находитс€ в немецком ѕостдаме, это 5-купольна€ церковь, посв€щенна€ јлександру Ќевскому, спроектированна€ неоклассическим архитектором ¬асилием ѕетровичем —тасовым (автор “роице-»змайловского собора в —анкт-ѕетербурге), отцом критика ¬ладимира —тасова. √од спуст€, в 1927, —тасов завершил строительство еще одной, более крупной, 5-купольной церкви - ƒес€тинной, в  иеве.

–усско-¬изантийский стиль был развит  онстантином “оном с решительного одобрени€ цар€ Ќикола€ I. ћанера “она воплощала идею преемственности между ¬изантией и –оссией, абсолютно соответствующую царской теории. –усско-византийска€ архитектура характеризуетс€ смешением составных методов и типичных византийских сводов с с античным русским внешним декором: это было тщательно реализовано “оном в его произведени€х. ¬ 1838 г. Ќиколай I назвал книгу проектов “она примером дл€ всех архитекторов, новые аналогичные напоминани€ последовали в 1841 и 1844 гг.

—реди зданий, спроектированных “оном или основанных на его рисунках, можно вспомнить ’рам ’риста —пасител€, Ѕольшой  ремлевский дворец и ќружейную палату ћосковского  ремл€, помимо соборов —веаборга, ≈льца, “омска, –остова-на-ƒону и  расно€рска.

»спользование византийских элементов фактически было очень ограничено в части учреждений: данна€ терминологи€, в основном, примен€лась дл€ церквей новой постройки и, в меньшей степени, дл€ царских резиденций. —ооружение государственных или частных зданий проходило на совершенно других уровн€х. √осударственные учреждени€, спроектированные “оном - как Ќиколаевский вокзал - были абсолютно лишены византийских элементов. ¬о врем€ правлени€ Ќикола€ I было возведено множество неоклассических церковных зданий высочайшего качества, как Ѕого€вленский собор в ≈лохове (1837-1845), в ћоскве, спроектированный ≈вграфом ƒмитриевичем “юриным. ÷еркви же византийского стил€ в советский период были снесены первыми, как не представл€ющие ценности.

50-е гг XIX в.

ƒругим направлением неорусского стил€ стала реакци€ на официальное искусство “она, реакци€ под вли€нием романтизма, слав€нофильства и подробного изучени€ народной архитектуры. ѕредвестником этой тенденции в проектировании церквей был јлексей √орностаев (в позднем периоде творчества, 1848-1862 гг), известный изобретением новой формы двускатной крыши северной –оссии, расширенной романской сводчатой структурой. ќдин из первых примеров гражданской архитектуры, сохранившийс€ по сей день - это ѕогодинска€ изба на ƒевичьем поле в ћоскве, спроектированна€ Ќиколаем Ќикитиным (1856).

ѕосле 1861 г.

 ресть€нска€ реформа 1861 года и последующие реформы јлександра II подтолкнули либеральную элиту к исследованию корней национальной культуры. ¬ архитектуре его первым результатом стало по€вление "фольклорного", или "псевдорусского" стил€, €рко представленного в произведени€х 70-хх гг XIX в. »вана –опета (“ерем в јбрамцево, 1873) и ¬иктора √артмана (типографи€ ћамонтова, 1872). Ёти художники вместе с Ќародническим движением идеализировали жизнь кресть€нина и создали собственную версию народной архитектуры. ƒополнительным фактором стал отказ от западной эклектики, котора€ преобладала в гражданском строительстве 50-60-хх гг, реакци€ против "«апада в упадке", которую первым стал отстаивать вли€тельный критик ¬ладимир —тасов.

»ван «абелин, один из теоретиков движени€, за€вил, что "русские хоромы, выросшие органически из кресть€нских клетей, естественно, сохран€ли в своем составе облик красивого беспор€дка... ѕо пон€ти€м древности перва€ красота здани€ заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самосто€тельности". ¬ результате "ропетовщина" - как нарекли стиль –опета сплетники - сфокусировалась на совмещении €рких, но редко объедин€емых элементов народной архитектуры, особенно покатые 2-скатные крыши, бочарные своды и резьбу по дереву. ƒерево стало любимым материалом с того момента, как многочисленные фантазии не могли быть реализованы в каменной кладке. Ёто представл€ло позитивные и негативные аспекты дл€ "ропетовщины". Ќегативные, поскольку дерев€нные структуры, особенно нестандартные, не были воспроизводимы в большом масштабе и поэтому получили распространение на очень короткое врем€; кроме того, сохранилось действительно мало зданий. ѕозитивные - т.к. скорость возведени€ и внешний вид, настолько далекий от православи€, хорошо подходили дл€ строительства выставочных павильонов, подиумов и других краткосрочных проектов. Ёта тенденци€ продолжилась и в начале XX в. (с ‘едором Ўехтелем, проект 1901 г.) и 20-хх гг (произведени€ »льи √олосова, проект 1923 г.)

 

 ирпична€ архитектура

¬ течение короткого периода, в 80-хх гг XIX в., менее радикальна€ верси€ псевдорусского стил€, базирующа€с€ на изучении кирпичной архитектуры† XVII в., получила распространение в качестве нового официального искусства. Ёти здани€ обычно строились из кирпича или белого камн€, но обильно украшались, в соответствии с традицией русской народной архитектуры. ’арактерные элементы этого периода - колонны с энтазисом, потолки с опущенным сводом, остроконечные крыши, фрески с цветочными мотивами, использование цветных плиток и изобильна€ фантазийность - были узнаваемы как внутри, так и снаружи подобных конструкций. “ипичным примером данной архитектуры €вл€етс€ √осударственный исторический музей (1875-1881, проект ¬ладимира ќсиповича Ўервуда), который довершает образ  расной площади в ћоскве.

 

–азрушенные и наход€щиес€ под защитой

1898-1917

Ќа рубеже XIX и XX вв ѕравославна€ русска€ церковь начала финансировать строительство величественных соборов и в рабочих пригородах. Ќекоторые из них, такие как возведение ¬ознесенского собора в ƒорогомилово (1898-1910), вмещающего до 10 тыс. верующих, были начаты в тихих сельских пригородах, которые увеличивали численность своего населени€ во врем€ построени€. ’ристианские теоретики объ€сн€ют выбор таких удаленных мест желанием церкви приблизить класс рабочих как раз в тот момент, когда состо€тельные классы отдал€лись от нее. ¬изантийска€ архитектура стала дл€ этих проектов почти естественным выбором: она €сно представл€ла истоки нации в противоположность современным европейским заблуждени€м и была гораздо экономичнее в использовании, по сравнению со столичной неоклассической, и в отношении стоимости строительства, и относительно последующего ухода. √лавные примеры этого типа были построены после революции 1905 г.:

  • Ѕого€вленский собор в ƒорогомилове, ћосква, 1898-1910
  • »верский собор в Ќиколо-ѕерервинском монастыре, ѕерерва (ныне ћосква), 1904-1908
  •  ронштадтский собор, 1908-1913

 

1905-1917

  •  олокольн€ –огожского кладбища, ‘едора √орностаева, 1908-1913
  • ÷ерковь в Ѕалаково, ‘едора Ўехтел€, 1909-1912
  • ÷ерковь —в. Ќикола€ в Ѕелорусской заставе, ћосква, 1914-1921

 

 

ƒома в старорусском стиле, резные элементы, мебель, архитектура ч.2
ƒома в старорусском стиле, резные элементы, мебель и пр.
јрхитектура –оссии 18 века (кроме ћосквы)
јрхитектура ћосквы 18 века



ќт: adm





342 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (8)

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


÷ерковь в центре ярославл€. фото: €нварь 2017 г.

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


 ирпичный дом с центре ярославл€. фото: €нварь 2017 г.

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


—обственный доходный дом арх. Ќ. ѕ. Ѕасина.
јрхитектор: Ќ.ѕ.Ѕасин.
1878-1879 годы.

явл€етс€ одним из первых доходных домов в –оссийской империи. «дание €вл€етс€ одним из самых роскошных среди зданий русского стил€. ¬ то же врем€ здание уникально: оно практически полностью оформлено с использованием мотивов дерев€нного народного зодчества, интерес к которому был тогда огромен. “ем самым получилась замечательна€ в своЄм роде каменна€ резьба.

«дание стоит на площади јлександрийского театра в ѕетербурге, котора€ €вл€етс€ классической по оформлению. ƒом Ѕасина построен с тем, чтобы выдел€тьс€ благодар€ контрасту, что усиливает эффект и повышает интерес к этому зданию.

https://vk.com/club45959126?z=photo-45959126_311211905%2Falbum-45959126_165589542%2Frev

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


Ќародный дом. 1897 год. Ёскиз ‘.ќ.Ўехтел€.

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


“еатр "—коморох". ѕроект фасада, 1886 г. Ёскиз ‘. ќ. Ўехтел€.

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


ј.Ћ.√ун. ѕроект церкви. 1902 г.

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии" ‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


ћузей —уворова.
јрхитекторы: ј.». фон √оген и √.ƒ.√римм.
1900-1904 годы.

artikka,net ( урл на модерации)/voennjyy-muzey-suvorova-v-spb.html

Oleg
јктивность: 65
јпрель 9, 2018


‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии" ‘ото дл€ "ѕсевдорусский стиль - примеры зданий в –оссии"


Ўедевром русского стил€ в архитектуре €вл€етс€ необычное здание музей —уворова в —анкт-ѕетербурге. «дание, выстроеное в стиле старых русских крепостей, имеет и сильное вли€ние модерна, которое отражаетс€ в кирпичной кладке, м€гковатым декором и двум€ прекрасными мозаиками, которые рассказывают о —уворове. ћузей был возведЄн в 1900 - 1904 годы, и открыт к 175летию великого русского полководца.

https://vk.com/club45959126


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы


----------------------------

« јрхитектура пешеходных переходов (примеры, фото) ƒеконструктивизм и его самые неверо€тные здани€ »