Сталинская архитектура

 

 
Архитектура Москвы
 
 
Дизайн остановок
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Июль 10, 2017

Архитектура барокко и рококо

Общие положения и стиль


Эпоха, следующая за поздним ренессансом, обычно обозначается в архитектуре как эпоха стиля барокко. Название «стиль барокко», производимое обычно от португальского выражения «барокко», которым обозначаются жемчужины неправильной и редкой формы, в обычном смысле выражает утрированные формы, перегрузку причудливыми украшениями, доходящую до абсурда и безвкусицы. Однако если при помощи этого термина хотели дать критическую оценку определенной художественной манере, то это выражение было совершенно недостаточно и неточно. Стиль барокко, подобно всякому отстоявшемуся художественному стилю, имеет свое внутреннее, исторически осмысленное оправдание. Эпоха господства этого стиля полу­чает в искусстве барокко не только столь же яркое выражение своего культурно - исторического содержания, как и любая предшествовавшая эпоха в соответствующих других стилях, но в отдельных странах именно барокко явилось высшей точкой их художественного расцвета, и выдающиеся произведения этого стиля могут быть противопоставлены лучшим достижениям других стран и эпох.

Барокко представляет собой, прежде всего прямое следствие итальянского ренессанса. В этом смысле известную параллель можно провести с развитием поздне - греческого и поздне - римского искусств. Мы видели, что в последнем периоде античного искусства можно было наблюдать ряд стилевых признаков, совершенно аналогичных тем, которыми отмечено и архитектурное развитие после ренессанса: стремление к колоссальным и мощным формам, более живописный подход к группировке архитектурных масс, усиление и учащение членений, необычное для того времени возрастание масс, применение колонн и карнизов, как чисто декоративных элементов; наконец, аналогичные признаки можно усмотреть в самом характере деталей и в линейной трактовке отдельных архитектурных элементов, в профилировании и орнаментике. Здесь, как и там, в значительной мере призываются на службу архитектуре живопись и скульптура, причем границы между отдельными искусствами все более стираются, одно переходит в другое с тем, чтобы создать единое целое, основанное на богатом декоративном воздействии и на внешней пышности. И здесь и там проявляется „барочное" начало в искусстве как выражение удивительной, бьющей через край творческой силы целой эпохи. Так же как в то время формы этого искусства нашли широчайшее распространение почти среди всех культурных народов, так и в XVII и XVIII столетиях они завоевывают почти весь культурный мир. По отношению к ренессансу барокко является, таким образом, Барокко представляет собой, прежде всего, прямое следствие итальянского ренессанса. В этом смысле известную параллель можно провести с развитием позднегреческого и позднеримского искусств. Мы видели, что в последнем периоде античного искусства можно было наблюдать ряд стилевых признаков, совершенно аналогичных тем, которыми отмечено и архитектурное развитие после ренессанса: стремление к колоссальным и мощным формам, более живописный подход к группировке архитектурных масс, усиление и учащение членений, необычное для того времени возрастание масс, применение колонн и карнизов, как чисто декоративных элементов; наконец, ана­логичные признаки можно усмотреть в самом характере деталей и в линейной трактовке отдельных архитектурных элементов, в профилировании и орнаментике. Здесь, как и там, в значительной мере призываются на службу архитектуре живопись и скульптура, причем границы между отдельными искусствами все более стираются, одно переходит в другое с тем, чтобы создать единое целое, основанное на богатом декоративном воздействии и на внешней пышности. И здесь и там проявляется „барочное" начало в искусстве как выражение удивительной, бьющей через край творческой силы целой эпохи. Так же как в то время формы этого искусства нашли широчайшее распространение почти среди всех культурных народов, так и в XVII и XVIII столетиях они завоевывают почти весь культурный мир. По отношению к ренессансу барокко является, таким образом, Барокко представляет собой, прежде всего прямое следствие итальянского ренессанса. В этом смысле известную параллель можно провести с развитием позднегреческого и позднеримского искусств. Мы видели, что в последнем периоде античного искусства можно было наблюдать ряд стилевых признаков, совершенно аналогичных тем, которыми отмечено и архитектурное развитие после ренессанса: стремление к колоссальным и мощным формам, более живописный подход к группировке архитектурных масс, усиление и учащение членений, необычное для того времени возрастание масс, применение колонн и карнизов, как чисто декоративных элементов; наконец, ана­логичные признаки можно усмотреть в самом характере деталей и в линейной трактовке отдельных архитектурных элементов, в про­филировании и орнаментике. Здесь, как и там, в значительной мере призываются на службу архитектуре живопись и скульптура, причем границы между отдельными искусствами все более стираются, одно переходит в другое с тем, чтобы создать единое целое, основанное на богатом декоративном воздействии и на внешней пышности. И здесь и там проявляется «барочное» начало в искусстве как выра­жение удивительной, бьющей через край творческой силы целой эпохи. Так же как в то время формы этого искусства нашли широчайшее распространение почти среди всех культурных народов, так и в XVII и XVIII столетиях они завоевывают почти весь культурный мир. По отношению к ренессансу барокко является таким образом последней фазой в развитии его стиля, в который она входит, пере­шагнув через высшую точку этого развития в качестве дальнейшего разворота его конструктивных и декоративных стремлений и в иска­ниях новых средств выразительности.

Если таким образом возникновение барокко находит себе, с одной стороны, объяснение в определенном развитии предшествовавшего стиля, то, с другой стороны, оно является следствием культурной и духовной жизни своего времени, наполненного бурными, религиозными и политическими движениями. В гораздо большей степени, чем когда бы то ни было прежде, церковь использовала в эту эпоху изобразительное искусство для своих целей. Воинствующему католицизму периода контрреформации понадобились для выражения своей стремительной активности и своего пафоса средства гораздо более сильные, чем те, которые мог ему предложить ренессанс. Эти средства должны были привести к более богатым и выразительным формам, так как церковная жизнь сперва в Италии, а затем и во всем католическом мире вступила под руководством иезуитского ордена в период необычайного блеска, и этот период нашел свое выражение также в исключительном подъеме церковной архитектуры.

Совершенно аналогичные моменты лежали и в основе развития гражданской архитектуры. Светские княжества вступили в XVII веке в период своей неограниченной власти и высочайшего внешнего блеска. Более чем когда - либо они пользовались искусством для удовлетворения потребностей двора. Все возраставшая страсть к роскоши и чрезмерность во всех внешних выражениях, присущие тому времени, должны были найти свое отражение также в придворном искусстве и в архитектуре. К тому же переворот в естественных науках, вызванный открытиями Коперника, Кеплера, Ньютона, ставшими достоянием всех культурных народов, в необычайной мере расширил знание человека о мире и его явлениях и привлек взоры и мысль к большим и всеобъемлющим проблемам. Стремление ввысь, вдаль и в бесконечность характеризует всю духовную жизнь эпохи. Эти стремления оказали своеобразное влияние на художественное творчество.

Центр тяжести всей художественной культуры в эпоху барокко лежит в архитектуре. Она применяла всю конструкцию, все архитектурное оформление и декорацию для достижения большого и сильного пространственного и светового эффектов. Благодаря этому барокко несет в себе черты большого стиля, воздействующего как своими массами в целом, так и всеми отдельными частями, с более сильными, эмоционально повышенными, по сравнению с ренессансом, приемами выразительности. И поэтому он отказывается от классического спокойствия, которое свойственно произведениям теоретиков высокого и позднего ренессанса; поэтому же движение, сперва, в линиях карниза и деталях, а затем и в трактовке внутреннего пространства, является характерной определяющей чертой барочного стиля. Эта черта господствует в равной мере и в скульптуре и в живописи. В их произведениях проявляется также ярко выраженная радость верного восприятия и передачи впечатлений природы. В этом отношении, так же как и в выборе и оформлении архитектурных площадей и в разбивке больших парков, можно провести параллель с искренностью и интенсивностью непосредственного восприятия природы, которым проникнута также и философия того времени (Бэкон, Спиноза).

Насколько полно стиль барокко отвечал основным устремлениям своего времени, можно судить по тому, что он получил широчайшее распространение и стал международным мировым стилем, в котором национальные различия отступили на задний план в большей степени, чем в какую-либо другую предшествовавшую эпоху художественного развития. Даже в Италии, в стране строгого классического искусства, он господствует в такой мере, что наделяет особым обликом отдельные города, как Рим, Неаполь и Турин. При этом он отличается таким единством всей стилевой системы и ее формального выражения, что не только отдельные местные особенности по большей части теряют свое значение, но даже становится ненужным характеризовать художественную манеру отдельных мастеров так, как это приходилось при разборе ренессанса. Ведущие мастера часто путешествовали из одного места в другое и давали проекты для построек в самых различных, отдаленных друг от друга пунктах.

В развитии стиля барокко мы можем различить много отдельных стадий, которые в разных странах проявляются в разные периоды. Последнюю ступень образует рококо, которое относится к барокко примерно так, как пламенеющая готика к собственно готике. Подобно тому, как пламенеющая готика сохраняет основные, структурные элементы предшествовавшей эпохи и ограничивается тем, что изгибает определенные увенчивающие части, справляя в то же время на­стоящие оргии в орнаментике, рококо в пределах колонных ордеров применяет ряд приемов, направленных к растяжению и закруглению форм, как в плане, так и в композиции и к дальнейшему развитию орнаментально-декоративных элементов, доводя этим до крайнего предела стилевые принципы барочной декорации. Термин рококо происходит от слова «госаllе», обозначающего декоративные раковины и гроты, играющие такую большую роль в формальных элементах этого стиля. Родина стиля рококо — Франция. В северных странах юн достиг, однако, своего наиболее пышного расцвета, главным образом в Германии. В то же время в Италии он получил лишь незначительное развитие, так как здесь в пору его набольшего распространения архитектура снова вернулась к строгим близким классицизму методам. Хотя стиль барокко, так же как и рококо, дает повсюду картину известного сходства форм, все же нельзя говорить о полном единстве художественных воззрений в эпоху господства этих стилей. На протяжении всей этой эпохи можно проследить противопоставление художественных взглядов двух различных направлений: одно значительно преобладающее течение представляет неограниченную свободу фантазии, другое утверждает строгую закономерность в архитектуре и в искусстве вообще. Из этого первого, свободного направления рождается барокко, из второго — строгого классицизм, который требует тесной связи с античностью и с близко стоящим к ней поздним ренессансом. Классицизм этой эпохи проявляет себя не только, как выражение самостоятельного художественного мировоззрения, а главным образом как реакция против чрезмерности барокко и рококо, как отход от динамической линейности к спокойствию, от опьянения пышностью форм к простоте и трезвости. Барокко вызван к жизни, с одной стороны, стремлениями католицизма к контрреформации, с другой — требованиями княжеского абсолютизма. Классицизм питается последним только отчасти и только в связи с барокко, находя благодарную почву в протестантизме. Поэтому, особенно широко развивается стиль барокко в Италии, Южной Германии, Бельгии и Испании, а также наряду и вместе с классицизмом — во Франции, заботившейся о блестящем представительстве абсолютной монархии, в то время как классицизм находит больше всего приверженцев в Северной Германии, Голландии и Англии. Но в конце концов именно классицизм с начала второй половины XVIII столетия одержал решительную победу над барокко и рококо как на юге, так и на севере.



История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.



От: no





139 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Ильинские ворота Китай-города в Москве. Стиль Мар-дель-Плата, архитектура (Chalet marplatense) »