—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: »юль 10, 2017

јрхитектура барокко и рококо

ќбщие положени€ и стиль


Ёпоха, следующа€ за поздним ренессансом, обычно обозначаетс€ в архитектуре как эпоха стил€ барокко. Ќазвание Ђстиль бароккої, производимое обычно от португальского выражени€ Ђбароккої, которым обозначаютс€ жемчужины неправильной и редкой формы, в обычном смысле выражает утрированные формы, перегрузку причудливыми украшени€ми, доход€щую до абсурда и безвкусицы. ќднако если при помощи этого термина хотели дать критическую оценку определенной художественной манере, то это выражение было совершенно недостаточно и неточно. —тиль барокко, подобно вс€кому отсто€вшемус€ художественному стилю, имеет свое внутреннее, исторически осмысленное оправдание. Ёпоха господства этого стил€ полу≠чает в искусстве барокко не только столь же €ркое выражение своего культурно - исторического содержани€, как и люба€ предшествовавша€ эпоха в соответствующих других стил€х, но в отдельных странах именно барокко €вилось высшей точкой их художественного расцвета, и выдающиес€ произведени€ этого стил€ могут быть противопоставлены лучшим достижени€м других стран и эпох.

Ѕарокко представл€ет собой, прежде всего пр€мое следствие италь€нского ренессанса. ¬ этом смысле известную параллель можно провести с развитием поздне - греческого и поздне - римского искусств. ћы видели, что в последнем периоде античного искусства можно было наблюдать р€д стилевых признаков, совершенно аналогичных тем, которыми отмечено и архитектурное развитие после ренессанса: стремление к колоссальным и мощным формам, более живописный подход к группировке архитектурных масс, усиление и учащение членений, необычное дл€ того времени возрастание масс, применение колонн и карнизов, как чисто декоративных элементов; наконец, аналогичные признаки можно усмотреть в самом характере деталей и в линейной трактовке отдельных архитектурных элементов, в профилировании и орнаментике. «десь, как и там, в значительной мере призываютс€ на службу архитектуре живопись и скульптура, причем границы между отдельными искусствами все более стираютс€, одно переходит в другое с тем, чтобы создать единое целое, основанное на богатом декоративном воздействии и на внешней пышности. » здесь и там про€вл€етс€ Дбарочное" начало в искусстве как выражение удивительной, бьющей через край творческой силы целой эпохи. “ак же как в то врем€ формы этого искусства нашли широчайшее распространение почти среди всех культурных народов, так и в XVII и XVIII столети€х они завоевывают почти весь культурный мир. ѕо отношению к ренессансу барокко €вл€етс€, таким образом, Ѕарокко представл€ет собой, прежде всего, пр€мое следствие италь€нского ренессанса. ¬ этом смысле известную параллель можно провести с развитием позднегреческого и позднеримского искусств. ћы видели, что в последнем периоде античного искусства можно было наблюдать р€д стилевых признаков, совершенно аналогичных тем, которыми отмечено и архитектурное развитие после ренессанса: стремление к колоссальным и мощным формам, более живописный подход к группировке архитектурных масс, усиление и учащение членений, необычное дл€ того времени возрастание масс, применение колонн и карнизов, как чисто декоративных элементов; наконец, ана≠логичные признаки можно усмотреть в самом характере деталей и в линейной трактовке отдельных архитектурных элементов, в профилировании и орнаментике. «десь, как и там, в значительной мере призываютс€ на службу архитектуре живопись и скульптура, причем границы между отдельными искусствами все более стираютс€, одно переходит в другое с тем, чтобы создать единое целое, основанное на богатом декоративном воздействии и на внешней пышности. » здесь и там про€вл€етс€ Дбарочное" начало в искусстве как выражение удивительной, бьющей через край творческой силы целой эпохи. “ак же как в то врем€ формы этого искусства нашли широчайшее распространение почти среди всех культурных народов, так и в XVII и XVIII столети€х они завоевывают почти весь культурный мир. ѕо отношению к ренессансу барокко €вл€етс€, таким образом, Ѕарокко представл€ет собой, прежде всего пр€мое следствие италь€нского ренессанса. ¬ этом смысле известную параллель можно провести с развитием позднегреческого и позднеримского искусств. ћы видели, что в последнем периоде античного искусства можно было наблюдать р€д стилевых признаков, совершенно аналогичных тем, которыми отмечено и архитектурное развитие после ренессанса: стремление к колоссальным и мощным формам, более живописный подход к группировке архитектурных масс, усиление и учащение членений, необычное дл€ того времени возрастание масс, применение колонн и карнизов, как чисто декоративных элементов; наконец, ана≠логичные признаки можно усмотреть в самом характере деталей и в линейной трактовке отдельных архитектурных элементов, в про≠филировании и орнаментике. «десь, как и там, в значительной мере призываютс€ на службу архитектуре живопись и скульптура, причем границы между отдельными искусствами все более стираютс€, одно переходит в другое с тем, чтобы создать единое целое, основанное на богатом декоративном воздействии и на внешней пышности. » здесь и там про€вл€етс€ Ђбарочноеї начало в искусстве как выра≠жение удивительной, бьющей через край творческой силы целой эпохи. “ак же как в то врем€ формы этого искусства нашли широчайшее распространение почти среди всех культурных народов, так и в XVII и XVIII столети€х они завоевывают почти весь культурный мир. ѕо отношению к ренессансу барокко €вл€етс€ таким образом последней фазой в развитии его стил€, в который она входит, пере≠шагнув через высшую точку этого развити€ в качестве дальнейшего разворота его конструктивных и декоративных стремлений и в иска≠ни€х новых средств выразительности.

≈сли таким образом возникновение барокко находит себе, с одной стороны, объ€снение в определенном развитии предшествовавшего стил€, то, с другой стороны, оно €вл€етс€ следствием культурной и духовной жизни своего времени, наполненного бурными, религиозными и политическими движени€ми. ¬ гораздо большей степени, чем когда бы то ни было прежде, церковь использовала в эту эпоху изобразительное искусство дл€ своих целей. ¬оинствующему католицизму периода контрреформации понадобились дл€ выражени€ своей стремительной активности и своего пафоса средства гораздо более сильные, чем те, которые мог ему предложить ренессанс. Ёти средства должны были привести к более богатым и выразительным формам, так как церковна€ жизнь сперва в »талии, а затем и во всем католическом мире вступила под руководством иезуитского ордена в период необычайного блеска, и этот период нашел свое выражение также в исключительном подъеме церковной архитектуры.

—овершенно аналогичные моменты лежали и в основе развити€ гражданской архитектуры. —ветские кн€жества вступили в XVII веке в период своей неограниченной власти и высочайшего внешнего блеска. Ѕолее чем когда - либо они пользовались искусством дл€ удовлетворени€ потребностей двора. ¬се возраставша€ страсть к роскоши и чрезмерность во всех внешних выражени€х, присущие тому времени, должны были найти свое отражение также в придворном искусстве и в архитектуре.   тому же переворот в естественных науках, вызванный открыти€ми  оперника,  еплера, Ќьютона, ставшими досто€нием всех культурных народов, в необычайной мере расширил знание человека о мире и его €влени€х и привлек взоры и мысль к большим и всеобъемлющим проблемам. —тремление ввысь, вдаль и в бесконечность характеризует всю духовную жизнь эпохи. Ёти стремлени€ оказали своеобразное вли€ние на художественное творчество.

÷ентр т€жести всей художественной культуры в эпоху барокко лежит в архитектуре. ќна примен€ла всю конструкцию, все архитектурное оформление и декорацию дл€ достижени€ большого и сильного пространственного и светового эффектов. Ѕлагодар€ этому барокко несет в себе черты большого стил€, воздействующего как своими массами в целом, так и всеми отдельными част€ми, с более сильными, эмоционально повышенными, по сравнению с ренессансом, приемами выразительности. » поэтому он отказываетс€ от классического спокойстви€, которое свойственно произведени€м теоретиков высокого и позднего ренессанса; поэтому же движение, сперва, в лини€х карниза и детал€х, а затем и в трактовке внутреннего пространства, €вл€етс€ характерной определ€ющей чертой барочного стил€. Ёта черта господствует в равной мере и в скульптуре и в живописи. ¬ их произведени€х про€вл€етс€ также €рко выраженна€ радость верного воспри€ти€ и передачи впечатлений природы. ¬ этом отношении, так же как и в выборе и оформлении архитектурных площадей и в разбивке больших парков, можно провести параллель с искренностью и интенсивностью непосредственного воспри€ти€ природы, которым проникнута также и философи€ того времени (Ѕэкон, —пиноза).

Ќасколько полно стиль барокко отвечал основным устремлени€м своего времени, можно судить по тому, что он получил широчайшее распространение и стал международным мировым стилем, в котором национальные различи€ отступили на задний план в большей степени, чем в какую-либо другую предшествовавшую эпоху художественного развити€. ƒаже в »талии, в стране строгого классического искусства, он господствует в такой мере, что надел€ет особым обликом отдельные города, как –им, Ќеаполь и “урин. ѕри этом он отличаетс€ таким единством всей стилевой системы и ее формального выражени€, что не только отдельные местные особенности по большей части тер€ют свое значение, но даже становитс€ ненужным характеризовать художественную манеру отдельных мастеров так, как это приходилось при разборе ренессанса. ¬едущие мастера часто путешествовали из одного места в другое и давали проекты дл€ построек в самых различных, отдаленных друг от друга пунктах.

¬ развитии стил€ барокко мы можем различить много отдельных стадий, которые в разных странах про€вл€ютс€ в разные периоды. ѕоследнюю ступень образует рококо, которое относитс€ к барокко примерно так, как пламенеюща€ готика к собственно готике. ѕодобно тому, как пламенеюща€ готика сохран€ет основные, структурные элементы предшествовавшей эпохи и ограничиваетс€ тем, что изгибает определенные увенчивающие части, справл€€ в то же врем€ на≠сто€щие оргии в орнаментике, рококо в пределах колонных ордеров примен€ет р€д приемов, направленных к раст€жению и закруглению форм, как в плане, так и в композиции и к дальнейшему развитию орнаментально-декоративных элементов, довод€ этим до крайнего предела стилевые принципы барочной декорации. “ермин рококо происходит от слова Ђгосаllеї, обозначающего декоративные раковины и гроты, играющие такую большую роль в формальных элементах этого стил€. –одина стил€ рококо Ч ‘ранци€. ¬ северных странах юн достиг, однако, своего наиболее пышного расцвета, главным образом в √ермании. ¬ то же врем€ в »талии он получил лишь незначительное развитие, так как здесь в пору его набольшего распространени€ архитектура снова вернулась к строгим близким классицизму методам. ’от€ стиль барокко, так же как и рококо, дает повсюду картину известного сходства форм, все же нельз€ говорить о полном единстве художественных воззрений в эпоху господства этих стилей. Ќа прот€жении всей этой эпохи можно проследить противопоставление художественных взгл€дов двух различных направлений: одно значительно преобладающее течение представл€ет неограниченную свободу фантазии, другое утверждает строгую закономерность в архитектуре и в искусстве вообще. »з этого первого, свободного направлени€ рождаетс€ барокко, из второго Ч строгого классицизм, который требует тесной св€зи с античностью и с близко сто€щим к ней поздним ренессансом.  лассицизм этой эпохи про€вл€ет себ€ не только, как выражение самосто€тельного художественного мировоззрени€, а главным образом как реакци€ против чрезмерности барокко и рококо, как отход от динамической линейности к спокойствию, от опь€нени€ пышностью форм к простоте и трезвости. Ѕарокко вызван к жизни, с одной стороны, стремлени€ми католицизма к контрреформации, с другой Ч требовани€ми кн€жеского абсолютизма.  лассицизм питаетс€ последним только отчасти и только в св€зи с барокко, наход€ благодарную почву в протестантизме. ѕоэтому, особенно широко развиваетс€ стиль барокко в »талии, ёжной √ермании, Ѕельгии и »спании, а также нар€ду и вместе с классицизмом Ч во ‘ранции, заботившейс€ о блест€щем представительстве абсолютной монархии, в то врем€ как классицизм находит больше всего приверженцев в —еверной √ермании, √олландии и јнглии. Ќо в конце концов именно классицизм с начала второй половины XVIII столети€ одержал решительную победу над барокко и рококо как на юге, так и на севере.



»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.



ќт: no





60 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« »льинские ворота  итай-города в ћоскве. —тиль ћар-дель-ѕлата, архитектура (Chalet marplatense) »