Сталинская архитектура

 

 
Архитектура Москвы
 
 
Дизайн остановок
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий




Выгодное предложение: покрытие сусальным золотом - тут, консультации менеджера бесплатно.




Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Январь 16, 2014

Архитектура Москвы времён Елизаветы Петровны (годы правления 1742-1761) 

И вот, вступив в Москву в 1742 году, новая царица Елизавета принялась за отстраивание погоревшей Москвы, ее церквей и зданий.

Издаются законы, регулирующие внешний порядок города, чистятся улицы, исправляются городские стены, ворота и башни, с требованием не отступать от первоначального их вида, для чего предусмотрительно было велено снять планы и фасады исправляемого; воздвигаются для предстоящей коронации всевозможные триумфальные ворота, от которых остались лишь Красные ворота, город убирается и прикрашивается.
 
С Елизаветой вносится в Россию сильное влияние французское, уже определенно сложившееся на западе в форму того, что мы называем Рококо. Барокко времени Петра было неотъемлемым при немецком влиянии на новую Русь.
 
 
Архитектура Москвы времён Елизаветы Петровны (годы правления 1742-1761)
  
 
 
Жизнь не ждала и когда кончились гонения Бироновщины унеслась и возможность дальнейшего влияния на русскую архитектуру того немецко-голландского ренессанса, которым так были полны строительные начинания Петра. На смену этому черствому, строгому, скупому немецкому ренессансу естественно пришло влияние Франции.
 
Елизавете Петровна с детства знала французский язык,  с детства при ней были француженки-гувернантки, с детства усваивает она верхи французской культуры. Ее учат танцам, ее одевают во французские костюмы и Петр мечтал даже выдать ее замуж за Людовика ΧV. Елизавета росла среди той роскоши и распущенности, какую принес Петр с собой из Версаля.

В Александровской слободе под Москвой, когда Елизавета подолгу там живала, дни текли среди охоты, гуляний и молитв. И когда она стала царицей, то те же черты ее характера и те же танцы, веселый разгул сменялись замаливаниями и путешествиями по монастырям. Та пленительная простота Голландии, какая покровительствовалась раньше Петром, теперь сменилась роскошью беспорядочной, роскошью с которой как-то уживалась грязь и полное отсутствие культурных условий жизни. В то же время, как при дворе шествовали в блестящих нарядах арапы, егеря и гусары – среди них бегала босоногая челядь. Какая-то странная смесь чисто русских наклонностей с воспринятым поверхностным версальским этикетом.
 
Место ли тут какому-нибудь иному влиянию в искусстве, кроме рококо, пересаженному на нашу почву. И выразился-то этот стиль крайне своеобразно, иногда поверхностно и уродливо – словно согласуясь со всем складом тогдашней жизни.

Двор всегда являлся законодателем вкусов, покровителем искусств, а этот двор жил такой беспорядочной жизнью, что изумляешься: как согласовать с одной стороны деревянные плохо и наскоро выстроенные дворцы со щелями, сырыми и подчас холодными комнатами – с другой стороны безумная роскошь вроде шитых золотом занавесей, тазов, усыпанных драгоценными каменьями и т.п.
 
Зеркала, мебель, составляющие внутреннюю красоту жилища, были не в изобилии и случайны. Только позже Елизавета окружила себя более богатой роскошью. И внешняя красота в зданиях нашла тот же характер выражения – здесь именно было место французскому Рококо.

Пришедшие с Запада крикливые, изогнутые формы, прилепившиеся в наших церквях, эта густая позолота в завитках широкой размашистой даже грубоватой лепки, были совместимы с этими молящимися людьми в робронах и напудренных париках, - а там, вдали Руси, там народ не захваченный новизной молился по-прежнему в своих деревянных церквях, и если в каменных, то в старых построенных когда-то русскими людьми и по русским  заветам.

Такое противоречие началось при Петре, шло при Анне, шло и при Елизавете, то только теперь чопорность и даже грубость сменились пикантной манерностью рококо.
 
При Елизавете началась заря возрождения в России, пробуждается как бы самосознание, личность более уважается, засветился светоч литературы. Шувалов и Разумовский, обучавшиеся во Франции, привезли начатки просвещения и при их содействии возникли и Московский Университет Академия Художеств.
 
Миролюбивая политика, известная степень спокойствия и довольства способствовали тому успеху искусств, который заслуживает справедливого названия «золотого» времени для Москвы.

И недаром Сумароков воспевал Елизавету:

«Художества Она с науками питает»,
«Златой им век дает, хранит и презирает».


С одной стороны – пансионеры посланные заграницу и привозившие оттуда свое изучение западной архитектуры, с другой – законодатель тогдашнего зодчества талантливый Растрелли создавали «Елизаветинский» стиль.
 
В Москве учреждается целое «ведомство» кн. Ухтомского со школой гражданской архитектуры. Строительная деятельность энергична, постройки быстро вырастают, и из
 
Елизаветинских памятников осталось в Москве довольно много.
 
- Старый Комиссариат,
- Запасной дворец. В 1782 здесь помещалась «Дворцовая канцелярия». (Теперь он перестроен, но средняя верхняя часть с церковью осталась цельной).
- Красные ворота. (1742).
- Куракинская богадельня. (1741).
- 4 гимназии на Покровке. (1742).
- Церковь Воскресения «Барыши». (1734).
- Церковь Папы Климента на Пятницкой (1758-1770).
- Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой (1748).
- Церковь Никиты Мученика на Басманной (1751).
- Церковь Вознесения у Серпуховских ворот (1709-1762).
- Церковь Зачатия «в Углу» (1752).
- Церковь Николая Чудотворца на Арбате (колокольня).
- Церковь Николая Чудотворца, что в Заяицкой (у Устинского моста) с интересным куполом (1754).
- Церковь Успения в Кожевниках. Прекрасная орнаментация в духе Растрелли. Хорошо сохранился верх (1760-1790).
- Церковь Вознесения в Варсонофьевском пер. (1730-1742).
- Церковь Покрова в Кудрине. Колокольня приписывается Растрелли (?) (1746).
- Церковь Иоанна Предтечи на Пятницкой (1758).
- Церковь Иоанна Предтечи в Кречетниках (1754).
 
 
 
* по книге 1904 года И.Е. Бондаренко 
 
ссылки:
 
 
 
 
 
 
 



От: Максименко В.А.





2782 просмотров (а)

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------

« Архитектура Москвы времён Анны Иоанновны (годы правления 1730-1740) первая половина 18 века Архитектура Москвы времён Екатерины II (годы правления 1762 — 1796) вторая половина 18 века »