—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: январь 14, 2014

јрхитектура ћосквы при ѕетре I - конец 17 начало 18 века

†»стори€ русского зодчества времени ѕетра Ц крайне интересна и поучительна и заслуживает огромного внимани€. ¬с€ эпоха еще ждет своего исследовател€ и, во вс€ком случае, пора сн€ть тот незаслуженный упрек этому времени, какой так часто слышитс€ при оценке культурных новшеств ѕетра.
јрхитектура ћосквы при ѕетре I - конец 17 начало 18 века


ќбвинение в исключительном западном подражании, поверхностном и ненужном, - такое обвинение несправедливо. ¬ реформах ѕетра нет внезапного, нет ни скачков, как и вообще не может быть скачков в историческом развитии культуры. » реформы ѕетра только способствовали неотвратимому шествию к нам западноевропейской культуры.
”же при јлексее ћихайловиче €сно сказываетс€ западное вли€ние в произведени€х искусства, особенно заметно оно на орнаментальных формах, где при схеме рисунка еще русской, уже лежит отпечаток ренессанса.

¬озникает вопрос Ц откуда это вли€ние? ћожет быть ближе всего из ѕольши, имевшей тогда посто€нные отношени€ с –усью; при дворе ќсодора јлексеевича бывали польские люди и, без сомнени€, привозили они с собой предметы роскоши, заносили и вкусы культурные.
—тара€ –усь др€хлела, доживала последние дни. »счез облеченный в пурпур и золото царский византизм и стрельцы не сдержали нашестви€ «апада. ѕетр €вилс€, когда уже частица этой западной культуры скромно приютилась на тенистых берегах яузы, там, в немецкой слободе Ц этой первой школе дл€ ѕетра.

— этого времени –осси€ приобщаетс€ к общему течению европейской архитектуры.
≈сли нельз€ считать наше –оссийское западничество чем-то обособленным, то, во вс€ком случае, оно крайне интересно и, отража€ характер доминирующих течений европейской архитектуры, новые постройки при ѕетре были уже новшествами, хот€ и скрывали пока какой-то внутренний, чисто русский прием. ƒаже в том случае, когда ѕетр лично составл€л планы, он давал архитектурному облику здани€ тот тип, какой создавал зодчий, которому поручалась постройка; а зодчие эти были почти все пришлыми, иноземными: выписанный из √олландии ‘ранс де-¬ааль, из ѕарижа ∆. Ѕ. Ћеблон, из »талии ј. “резини и др. ќни то и принесли с собой господствующий в ≈вропе стиль.

Ќа «ападе в конце ΧVΙΙ века стиль барокко из своей колыбели »талии проникал всюду.

Ќаследие католической реакции после шумного времени ренессанса стиль барокко стал придворным стилем иезуитов и рассчитан был на то, чтобы, прежде всего, произвести эффект, удивить и поразить.
ѕроисход€ из форм италь€нского ренессанса, барокко утрировал, изламывал эти формы; искривленные, изуродованные колонны, изогнутые фронтоны с вычурным орнаментом из фигур, перевитых листь€ми и гроздь€ми винограда.  ака€-то болезнь пр€мых линий и даже в формах окон примен€лс€ восьмигранник или круг. ¬се нагромождено и величественно вместе с тем.

Ётот стиль барокко занесен был к нам и в –оссию в конце ΧVΙΙ и начале ΧVΙΙΙ века.
ѕо€вл€ютс€ в ћоскве храмы с выражением барокко не только в орнаментации и детал€х, но даже и в плане. ¬еками освещенный крестообразный или квадратный тип плана, тип еще византийский, - теперь стал нарушатьс€ смелыми кривыми лини€ми. Ц ѕолукружи€ стали излюбленными.
¬есь русский барокко пока скромен, местами даже скуп, не смотр€ на обилие деталей. ¬ нем нет тех полетов экстаза, того вычурного, огромного, богато блест€щего, что дал католический запад, особенно в ¬ене, ѕраге, Ѕаварии и даже ѕольше. Ќо в нашем барокко много живописности, много художественной компоновки масс, много обдуманности в сочетании частей и красиво нарисованное, без сомнени€ иностранной рукой, орнаменты, наличники, выгибы парапетов, впервые по€вившихс€ на русских здани€х, - все это необыкновенно прикрашивает весь тип такого здани€.

«даний этого характера в ћоскве осталось немного, но все они очень интересны.
Ќарышкины. –одственники ѕетра, первые начавшие строить в этом барокко, - отчего часто и называетс€ русский барокко Ќарышкинским стилем Ц оставили нам интересную повесть о том, с какой любовью создавали они эти храмы, как шли навстречу западным мечтам и как щедро они давали возможность выразитьс€ западноевропейским художникам над созданием православного храма. ќстались неведомы нам имена зодчих, но это были незаур€дные силы.

Ќарышкинским стилем завершаетс€ период старой –уси, и русские формы затем уступают свое место всецело западным.
—ледует еще заметить, что в произведени€х той эпохи еще нет полной отрешенности от русских традиции и того полного преследовани€ классических форм, как было позже, например при ≈катерине, а есть пока лишь Ђтрактовкаї с западной окраской русского храма, как постройки.
»з Ќарышкинских зданий в ћоскве уцелели:

- Ѕого€вленский монастырь (Ќикольска€ улица) (1693-1696),
- ÷ерковь ¬ладимирской Ѕ. ћ. (Ќикольска€ улица) (1691),
-  рестовоздвиженский монастырь (¬оздвиженка) (1701),
- ÷ерковь «намени€ Ѕ. ћ. (при доме √р. Ўереметьева)(1704-1706),
- ÷ерковь в с. ‘ил€х (1693),
- ÷ерковь в с. ƒубровицах, ѕодольского уезда (1704),
- ÷ерковь в с. “роицко-Ћыковом (1702),
- ÷ерковь в с. ѕетровско-–азумовском (1692),
- ÷ерковь в с. —африне (1691),
- Ќебольша€ церковь при доме „ижевского подворь€ на Ќикольской улице и трапезна€ “роицкой Ћавры.

¬рем€ ѕетра не могло быть столь богато произведени€ми зодчества дл€ ћосквы, как например врем€ ≈лизаветы и особенно ≈катерины ΙΙ.
ѕетр весь сказалс€ в своем новом Ђ—анкт-ѕетербургеї, куда он унес все свои мечты и где в грезах о гостеприимной и дорогой ему √олландии, мечтал создать при Ќевском устье второй јмстердам. » конечно выписыва€ такого архитектора, как Ћеблон, ѕетр поручал ему обстройку ѕетербурга и забывал ћоскву.

√одами строительна€ де€тельность ћосквы совсем затихала, благодар€ отсутствию рабочего люда и запрещению продажи кирпича в силу необходимости скорейшей застройки ѕетербурга.
Ќо первые годы ѕетра принадлежат ћоскве, и если в его царствование не было основано ни одного монастыр€, то все же ѕетр дал ћоскве много пор€дка и много построек. ќн заботитс€ о ћоскве, вводит дерев€нные на каменном фундаменте строени€, издает закон о постройке фасадов на улице, вводит вместо русских двускатных покрытий, четырехскатные голландские, причем некоторые крыши уже кроютс€ не дранью, а железом; развод€тс€ сады и знаменитый в то врем€ јптекарский сад (на Ѕалкане).

ћного построек воздвигалось по плану самого ѕетра, но осталось нетронутыми и не искалеченными очень немногие.
Ѕолее других сохранились:
- ÷ерковь »оанна ¬оина (якиманка),
- Ќемецка€ церковь Ц в Ћефортове,
- —ухарева башн€,
- ћеньшикова башн€.
—ухарева башн€ - јрхитектура ћосквы при ѕетре I
—ухарева башн€
јрсенал уже переменил свой фасад, и церковь Ќикола€ на ћ€сницкой и церковь ѕетра и ѕавла на Ѕасманной.
јрсенал. (в  ремле) (¬ 1701 г по повелению ѕетра саксонец ’ристофор  онрад начал постройку Ђќружейного ƒомаї и закончено было эт
јрсенал. (в  ремле)
јрсенал. (в  ремле)
јрсенал. (в  ремле) (¬ 1701 г по повелению ѕетра саксонец ’ристофор  онрад начал постройку Ђќружейного ƒомаї и закончено было это здание при јнне в 1736 году, причем в окончании принимал участие гр. фон-ћиних; после пожара 1737г был возобновлен в 1754г архитектором кн. ”хтомским. —ильно пострадал в 1812 году, часть была взорвана и только при Ќиколае ѕервом отстроен, причем вход восстановлен прежний, т.е. ”хтомского.)
“акже изменила фасад отлична€ церковь близ ст. —алтыковской по Ќижегородской ж.д. и церкви ѕоложени€ –из (на ƒонской улице), Ќеопалимой  упины на ƒевичьем ѕоле, Ќикола€ „удотворца на јрбате, “роицы в  апельках и др. Ц все они значительно изменили свой облик.

ѕеределано и здание бывшего дворца ѕетра в “роицкой лавре под здание ƒуховной академии, хот€ осталась отделка бывшей Ђтроннойї залы Ц теперь зал академического совета.

¬ 1700 году ѕетр покидает ћоскву. ћосква замирает; при ѕетре ΙΙ даже проскальзывает тенденци€ к возврату в старую –усь и выстроенный ѕетром ΙΙ дл€ себ€ дворец в ќгородниках (ныне дом ёсупова) носит уже забываемые черты старого русского зодчества, только это уже не стиль, а €вление единичное, какое-то отдаленное эхо Ц одинокое и затер€нное.
* по книге 1904 года ».≈. Ѕондаренк
—м. далее:
јрхитектура ћосквы времЄн ≈лизаветы ѕетровны (годы правлени€ 1742-1761)

¬идео:




ќт: moderator  12744 просмотров (а)





-

—крыть комментарии (1)

marina    јпрель 30, 2014


‘ото дл€ "јрхитектура ћосквы при ѕетре I - конец 17 начало 18 века"


ƒќћ √–ј‘ј ќ–Ћќ¬ј ƒј¬џƒќ¬ј (Ѕол. Ћуб€нка).

«десь теперь –оссийское —траховое ќбщество. ƒом теперь сильно изменил свою внешность, но в общих массах осталс€ тем же, как и был раньше, заделан только проезд в середине.
ѕри јнне в этом владении значилс€ ћонетный двор, а при ≈лизавете здесь была  амер-коллеги€.
¬ 1793 году дом принадлежал  амер-юнкеру ».√. Ќаумову, после кн. ¬олконскому, потом кн. ѕрозоровскому и в 1811 г это был дом гр. ‘.¬. –остопчина.

Ётот типичный дом, со стенами огромной толщины из 10 вершкового кирпича, был подновлен при кн. ¬олконском снаружи скульптором ёст, сделавшем характерные полуколонны по рисункам  ампорези.
ѕрилагаемый рисунок сделан ј. ћартыновым в конце сороковых годов прошлого столети€. “оже по книге 1904 года ».≈. Ѕондаренко1


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы:

« ѕровиантский магазин ћосковского интендантства. («убовский бульвар) пам€тники ћосквы - эпоха јлександра I, 19 век јрхитектура ћосквы времЄн јнны »оанновны (годы правлени€ 1730-1740) перва€ половина 18 века »