—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ќкт€брь 21, 2013

—талинска€ архитектура

—талинска€ архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называема€ сталинской готикой или социалистическим классицизмом, Ц это термин, которым обозначают архитектуру —оветского —оюза под руководством »осифа —талина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Ѕориса »офана дл€ ƒворца —оветов, и 1955 годом, когда Ќикита ’рущев осудил Ђперегибыї последних дес€тилетий и распустил ¬сесоюзную академию архитектуры. —талинска€ архитектура св€зана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.

—талинска€ архитектура - гостиница ѕекин, © mosarchinform.ru, фото 2008 г.

—талинска€ архитектура - гостиница ѕекин, © mosarchinform.ru, фото 2008 г. ѕостроена по проекту архитектора ƒмитри€ „ечулина в типичном сталинском стиле в 1949Ч1955 годах. ќфициально гостиница была открыта в 1956 году. «дание гостиницы €вл€етс€ пам€тником архитектуры.



ќсновные черты

¬ рамках советской политики по рационализации страны все города строились по общему проекту планировки.  аждый из них был разделен на районы с делением на участки на основе географии города. ѕроекты разрабатывались дл€ целых районов, что приводило к €вному преобразованию архитектурного облика города.
¬заимодействие государства с архитекторами €вл€лось† одной из особенностей того времени. ќдно и то же здание могло быть объ€влено формалистской профанацией, а затем в следующем году получить высшую похвалу. “акие аутентичные стили, как возрождение ренессанса ∆олтовского и неоклассицизма »вана ‘омина в ѕетербурге, адаптаци€ стил€ ар-деко јлексе€ ƒушкина и ¬ладимира ўуко сосуществовали с имитаци€ми и эклектикой, что стало характерным дл€ той эпохи.


ќдин из 22 отклоненных проектов реконструкции  иева
ќдин из 22 отклоненных проектов реконструкции  иева

 

Ђ—талинские высоткиї

Ђ—талинские высоткиї представл€ют собой группу небоскребов в ћоскве, разработанных в сталинском стиле. ¬ английском €зыке дл€ них есть прозвище Ц† Ђ—емь сестерї. ќфициально они строились с 1947 по 1953 годы (некоторые работы продолжались долгие годы после официальных дат завершени€ строительства), их стиль Ц это сложна€ комбинаци€ русского барокко и готического стил€, использованна€ технологи€ заимствована у строителей американских небоскребов.

гостиница Ћенинградска€ - —талинска€ архитектура

гостиница Ћенинградска€, фото: © www.mosarchinform.ru

 

—емь высоток: √остиница Ђ”краинаї, жилой дом на  отельнической набережной, жилое здание на  удринской площади, гостиница ЂЋенинградска€ї, ћинистерство иностранных дел, главное здание ћ√” и административно-жилое здание на площади  расных ¬орот.

 

“ехнологи€ строительства

„то касаетс€ методов строительства, то в большинстве зданий под отделкой из мокрой штукатурки расположена проста€ кирпична€ кладка. »сключением стали панельные дома јндре€ Ѕурова из средних бетонных блоков (такие, как Ђјжурный домї, 1939-41) и большие здани€, такие как Ђ—талинские высоткиї, дл€ строительства которых было необходимо использовать бетон.  ладка закономерно подразумевала узкие окна, в результате чего оставалась больша€ площадь стен, которые можно было украшать. ѕротивопожарные терракотовые отделки были введены в начале 1950-х, хот€ их редко использовали за пределами ћосквы. Ѕольшинство кровель были из традиционных дерев€нных стропильных ферм, покрытых металлическими листами.

  1948 году строительна€ технологи€ усовершенствовалась Ц по крайней мере, в ћоскве Ц так как стали доступными более быстрые и дешевые процессы. ƒома также стали более безопасными за счет устранени€ дерев€нных перекрытий и перегородок. —тандартизированные здани€ 1948-1955 годов обладали таким же качеством жилищного строительства, как и сталинска€ классика, они классифицируютс€ как таковые агентами по недвижимости, но здани€ этих годов исключены из диапазона сталинской архитектуры. »деологически они принадлежат к массовому жилью Ц промежуточной фазе перед по€влением стандартизированных зданий эпохи ’рущева, известных как Ђхрущевкиї.

—талинска€ архитектура - ћокра€ штукатурка на кирпичной кладке. –анние элитные кварталы, ѕатриаршие пруды, ћосква. јр-деко в ада

—талинска€ архитектура - ћокра€ штукатурка на кирпичной кладке. –анние элитные кварталы, ѕатриаршие пруды, ћосква. јр-деко в адаптации ¬ладимира ¬ладимирова, фото: © www.mosarchinform.ru

 

ћасштаб

Ќе все, что было построено в сталинские времена, следует называть сталинской архитектурой. ќна основана на создании трудоемкой и длительной кладки, что не могло быть соизмеримо с потребност€ми массового строительства. Ёта неэффективность в значительной степени привела к завершению эпохи сталинской архитектуры и по€влению массовых методов строительства, начавшегос€ в то врем€, когда —талин был еще жив.

’от€ —талин отказалс€ от конструктивизма, процесс завершени€ конструктивистских зданий продолжалс€ до 1930 года. ѕромышленное строительство, происход€щее под руководством јльберта  ана, а затем ¬иктора ¬еснина, попало под вли€ние модернистских идей. Ёто было не столь важно дл€ градостроительных планов —талина, поэтому большинство промышленных зданий (за исключением таких мегапроектов, как  анал имени ћосквы) не относитс€ к сталинской архитектуре. ƒаже перва€ очередь ћосковского метро, завершенна€ в течение 1935 года, не была тщательно проверена —талиным и поэтому попала под существенное вли€ние† конструктивизма.

“аким образом, масштаб сталинской архитектуры, как правило, ограничен городскими общественными и жилыми здани€ми хорошего и среднего качества, за исключением массового жилищного строительства, а также к ней относ€тс€ отдельные проекты в области инфраструктуры, такие как  анал имени ћосквы, ¬олго-ƒонской канал и станции, построенные на последних этапах строительства ћосковского метрополитена.

 

ѕредпосылки (1900-1931)

ƒо 1917 года русска€ архитектура была разделена между русским модерном (местна€ интерпретаци€ стил€ модерн, сильнее выраженна€ в ћоскве) и неоклассицизмом (сильнее про€вл€етс€ в —анкт-ѕетербурге). Ќеоклассическа€ школа создала зрелых архитекторов, таких как јлексей ўусев, »ван ∆олтовский, »ван ‘омин, ¬ладимир ўуко и јлександр “аман€н, к моменту революции они были состо€вшимис€ профессионалами со своими собственными компани€ми, школами и последовател€ми. ќни в конечном счете и стали архитектурными старейшинам сталинизма и произвели лучшие образцы архитектуры этого периода.

ƒруга€ школа, по€вивша€с€ после революции, сейчас известна как конструктивизм. Ќекоторые из конструктивистов (например, брать€ ¬еснины) были молодыми специалистами, создавшими себе им€ до 1917 года, тогда как другие только что завершили свое профессиональное образование (например,  онстантин ћельников) или вообще такового не имели. ќни присоединились к группе современных художников, компенсиру€ отсутствие опыта публичности. ѕосле начала Ќовой Ёкономической ѕолитики (ЌЁѕ) их известность привела к созданию архитектурных комиссий. ќпыт не нарабатывалс€ быстро, и многие конструктивистские здани€ справедливо критиковали за нерациональные планы этажей, перерасход средств и низкое качество.

Ќа короткое врем€ в середине 1920-х профессионалы в области архитектуры начали работать старомодным способом Ц с частными компани€ми, международными конкурсами, конкурсными торгами и дискусси€ми в профессиональных журналах. ѕриглашались зарубежные архитекторы, особенно к концу этого периода, когда ¬елика€ депресси€ привела к сокращению рабочих мест у них дома. —реди них были Ёрнст ћай, јльберт  ан, Ће  орбюзье, Ѕруно “аут и ћарт —там. –азница между традиционалистами и конструктивистами не была строго определенной. ∆олтовский и ўусев нанимали модернистов в качестве младших партнеров дл€ своих проектов и в то же врем€ включали конструктивистские новинки в свой собственный дизайн. ¬ 1930 году с помощью компании Albert Kahn, Inc. был создан Ђ√оспроектрстройї как часть —троительной комиссии ¬—Ќ’ (¬ысший совет народного хоз€йства). «десь работали 3000 дизайнеров, бюджет организации составл€л 417 000 000 рублей.

√радостроительное планирование развивалось† отдельно. ∆илищный кризис в больших городах и индустриализаци€ отдаленных районов требовали массового жилищного строительства, освоени€ новых территорий и реконструкции старых городов. “еоретики разработали множество стратегий, которые привели к возникновению политизированных дискуссий без особого практического результата; поэтому вмешательство государства было неизбежно.

Ќачало (1931Ц1933)

¬ личных архитектурных предпочтени€х —талина и степени его собственного вли€ни€ огромную роль сыграли дедукци€, догадки и бытовые мнени€. ‘акты вмешательства или их упоминание† в общественных советских документах в значительной степени касаютс€ конкурса на строительство ƒворца —оветов 1931-1933 гг.:
†- ‘евраль 1931: основные советские архитекторы получают приглашение прин€ть участие в конкурсе на создание проекта ƒворца —оветов.
†- »юнь 1931: ѕленум ѕартии утверждает три мегапроекта: проект реконструкции ћосквы, строительство  анала имени ћосквы и ћосковского метрополитена.
†- »юль 1931: архитекторы представл€ют 15 проектов дл€ первого конкурса, объ€влен второй открытый международный конкурс.
†- ‘евраль 1932: приз во втором конкурсе присваиваетс€ 3 проектам (»офана, ∆олтовского и √ектора √амильтона). ¬се модернистские конструкции отклонены.
†- ћарт 1932: 12 архитекторов получают приглашение на третий конкурс.
†- јпрель 1932: ѕарти€ запрещает все независимые художественные ассоциации. ¬иктор ¬еснин назначаетс€ председателем официального —оюза советских архитекторов.
†- »юль 1932: 5 архитекторов получают приглашение на четвертый конкурс.
†- јвгуст 1932: —талин (в —очи) пишет меморандум ¬орошилову, ћолотову и  агановичу. ќн выражает свое мнение о конкурсных работах,† отобранном проекте »офана и предлагает внести в него конкретные изменени€. Ётот меморандум, впервые опубликованный в 2001 году, €вл€етс€ основой большинства гипотез о личном вли€нии —талина.
†- ‘евраль 1933: четвертый конкурс заканчиваетс€ без объ€влени€ победител€.
†- ћай 1933: общественное одобрение проектов »офана.
†- —ент€брь 1933: все московские архитекторы относ€тс€ к 20 мастерским ћоссовета, большинство из них управл€ютс€ архитекторами-традиционалистами (ўусев, ∆олтовский и др).

—реди архитекторов, приглашенных возглавить эти мастерские, были традиционалисты Ц »ван ∆олтовский, јлексей ўусев, »ван ‘омин, Ѕорис »офан, ¬ладимир ўуко Ц а также практикующие конструктивисты: »ль€ √олосов, ѕантелеймон √олосов, Ќиколай  олли,  онстантин ћельников, ¬иктор ¬еснин, ћоисей √инзбург и Ќиколай Ћадовский. “ем самым было положено начало важной тенденции, продлившейс€ до 1955 года. —талин выбрал »офана дл€ одного проекта, но сохранил всех конкурирующих архитекторов у него на службе.  ак отметил ƒмитрий ’мельницкий: Ђ—равнение с нацистской архитектурой в некоторой степени правомерно, но здесь есть существенное отличие. —талин никогда не выбирал одного архитектора или единый стиль, как в случае с √итлером, который выбрал Ўпеера. Ќи одна из элитных групп не могла претендовать на победу ... Ќи конструктивисты, ни традиционалисты ... —талин воплотил своего ЂЎпеераї из того, что смог найтиї.

“екстильный институт (ћосква), конструктивистское здание, завершенное в 1938 г.

“екстильный институт (ћосква), конструктивистское здание, завершенное в 1938 г. , автор: NVO,† Ћицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

—талинизм в смешении с конструктивизмом, дом по проекту конструктивиста »льи √олосова: ћосква, яузский бульвар 2

—талинизм в смешении с конструктивизмом, дом по проекту конструктивиста »льи √олосова: ћосква, яузский бульвар 2, завершено в 1941 г. , автор: NVO,† Ћицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

“еатр  расной јрмии в ћоскве, оформленный в форме советской красной звезды

“еатр  расной јрмии в ћоскве, оформленный в форме советской красной звезды, автор: Sergei Dorokhovsky лицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

ƒовоенна€ сталинска€ архитектура (1933-1941)

–анний сталинизм (1933Ц1935)

ѕервые годы сталинской архитектуры характеризуютс€ отдельными здани€ми, или, в крайнем случае, проектами развити€ отдельных районов. ¬осстановить огромные районы ћосквы оказалось гораздо сложнее, чем снести исторические районы. “ри наиболее важных здани€ ћосквы этого времени расположены на одной площади, все они были построены между 1931 и 1935 годами, но каждый проект развивалс€ независимо, мало внимани€ удел€лось общему ансамблю (см. кадры довоенных фильмов 1936 г.,† 1938 г., 1939 г.).  аждый проект установил свой вектор развити€ на следующие два дес€тилети€.

†- ƒом на ћоховой по проекту ∆олтовского, фантази€ в стиле италь€нского ¬озрождени€, €вл€етс€ пр€мым предшественником послевоенной роскоши экстерьеров (сталинского стил€ јмпир). “ем не менее, его размер соответствует близлежащим здани€м XIX века.

†- √остиница Ђћоскваї по проекту јлексе€ ўусева. Ёта лини€ развити€ была редкостью дл€ ћосквы (башн€ на вершине зала имени „айковского так и не была завершена), но подобные грандиозные сооружени€ были построены в Ѕаку и в  иеве. “онкие римские арки балконов Ђћосквыї были распространены по всей стране в 1930-е годы. ѕосле войны они сохран€лись в южных городах, но исчезли в ћоскве.

†- Ќаконец, дом —“ќ (—овета “руда и ќбороны) по проекту јркади€ Ћангмана† (позднее √осплан, в насто€щее врем€ здание √осударственной ƒумы): скромное, но не мрачное здание с сильными вертикальными детал€ми. Ётот стиль Ц искусна€ адаптации американского ар-деко Ц подразумевает использование дорогосто€щего камн€ и металла дл€ отделки, таким образом, он имел ограниченное вли€ние Ц ƒом —оветов в Ћенинграде, законченный в 1941 году, и “верска€ улица в ћоскве.

ќтдельный тип проектировани€, известный как Ђранний сталинизмї или Ђпостконструктивизмї, развивалс€ с 1932 по 1938 год. ќн прослеживаетс€ как в упрощенном стиле ар-деко (у Ўуко и »офана), так и в коренном конструктивизме, где он медленно превратилс€ в неоклассицизм (»ль€ √олосов, ¬ладимир ¬ладимиров). ¬ этих здани€ сохран€ютс€ простые пр€моугольные формы и большие стекл€нные поверхности, характерные д눆 конструктивизма, но также присутствуют декоративные балконы, портики и колонны (обычно пр€моугольные и очень легкие).   1938 году его применение было прекращено.

≈щЄ примеры:

ƒом на ћоховой по проекту »вана ∆олтовского, 1931-1934

ƒом на ћоховой по проекту »вана ∆олтовского, 1931-1934

√остиница Ђћоскваї по проекту јлексе€ ўусева

√остиница Ђћоскваї по проекту јлексе€ ўусева, 1932-1935

 

√енеральный план развити€ ћосквы (1935)

√енплан ћосквы 1935 года
( см. √енплан ћосквы 1935 г. )†

¬ июле 1935 года правительство оценило результаты и, наконец, издало указ о генплане ћосквы. ¬ этот ѕлан, в частности, были включены идеи —талина по развитию города:
†- Ќовое развитие должно происходить с помощью целых ансамблей, а не отдельных зданий.
†- –азмер городского квартала должен увеличитьс€ с нынешних 1,5-2 га до 9-15 га.
†- Ќовостройки должны быть ограничены по плотности населени€ до 400 человек на 1 га.
†- «дани€ должны быть не менее 6 этажей в высоту; 7-10-14 этажные здани€ на главных улицах.
†- Ќабережные Ц это важнейшие улицы, они отведены дл€ первоклассного жиль€ и административных зданий.
Ёти правила фактически наложили запрет на недорогое массовое строительство в старом городе и на Ђважнейшихї улицах, а также на строительство домов дл€ одной семьи. Ќедорогое строительство развивалось в отдаленных районах, но больша€ часть средств была направлены в новые, дорогие проекты Ђансамблейї, где фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.

 

 анал имени ћосквы (1932Ц1938)

 анал соедин€ет ћосква-реку с основной транспортной артерии европейской части –оссии Ц ¬олгой. ќн расположен в самой ћоскве и в ћосковской области.  анал присоедин€етс€ к 191 км ћосквы-реки в ее устье у “ушино (район на северо-западе ћосквы), а также к ¬олге в городе ƒубна чуть выше по течению плотины водохранилища »ваньково. ƒлина канала составл€ет 128 км.
ќн строилс€ с 1932 по 1937 год заключенными √”Ћј√а в начале и середине сталинской эпохи.

 

ѕроспекты ћосквы (1938-1941)

¬ конце 1930-х годов у строительной отрасли уже было достаточно опыта, чтобы построить большие, многоблочные городские здани€ Ц хот€ все они были только в ћоскве. “ри наиболее важных проекта ћосквы:
†- ”лица √орького (“верска€), где јркадий ћордвинов испытал так называемый Ђпотоковый методї одновременно управлени€ строительными участками на различных стади€х завершени€. — 1937 по 1939 год ћордвинов завершил восстановление центральной части улицы √орького до Ѕульварного кольца (с некоторыми исключени€ми, такими как главное здание ћоссовета).
†- ƒорогомилово (включа€ часть современного  утузовского проспекта). ¬ отличие от равномерных плотных р€дов зданий улицы √орького, на ƒорогомиловской дороге располагались очень разные здани€ с широкими пространствами между ними. «десь была экспериментальна€ площадка дл€ Ѕурова, –озенфельда и других молодых архитекторов. Ёти здани€ были не столь тщательно продуманными, как на “верской, их дерев€нные перекрыти€ и перегородки, а также мокра€ штукатурка во внешней отделке в конечном итоге привели к повышению затрат на обслуживание. “ем не менее, именно здесь был в значительной степени развиты каноны Ђсталинского ампираї.
†- Ѕольша€  алужска€ (сейчас Ћенинский проспект), а также проектирование подобных стандартных зданий шириной с квартал к востоку от парка √орького.

Ѕашни-близнецы в ƒорогомилово по проекту –озенфельдаЅашни-близнецы в ƒорогомилово по проекту –озенфельда

Ѕашни-близнецы в ƒорогомилово по проекту –озенфельда, 1946 г. ( в этот год был завершен план развити€ 1938-1941 годов), автор: NVO,† Ћицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

”зкие средиземноморские арки, характерные дл€ 1930-х годов, фото: © mosarchinform.ru
”зкие средиземноморские арки, характерные дл€ 1930-х годов, фото: © mosarchinform.ru

 

¬сесоюзна€ сельскохоз€йственна€ выставка (1939)

¬ 1936 году ежегодна€ сельскохоз€йственна€ выставка была перенесена на пустое поле на севере ћосквы.   1 августа 1939 года были построены более 250 павильонов на площади 1,36 квадратных километров. —тату€ ¬еры ћухиной Ђ–абочий и колхозницаї 1937 года с вершины павильона ———– на выставке Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne (1937) (ѕарижска€ выставка 1937 года) была восстановлена около главных ворот. ѕавильоны были созданы в национальных стил€х советских республик и областей; прогулка по выставке воссоздавала тур по огромной стране. ÷ентральный павильон ¬ладимира ўуко был в некоторой степени основан на проекте так и не построенного ƒворца —оветов проекту ∆олтовского 1932 года. ¬ отличие от Ђнациональныхї зданий, он не сохранилс€ (центральные ворота и основные павильоны были восстановлены в начале 1950-х годов).

—охранившиес€ павильоны 1939 года Ц это последний и единственный пример сталинской монументальной пропаганды в ее исходном значении. “акие образцы пропаганды не строились на века (как склад военных трофеев ўусева в парке √орького), некоторые из них были разрушены во врем€ десталинизации 1956 года.

—овременный павильон Ђ осмосї €вл€етс€ одним из оригиналов 1939 года, перестроенный в 1950-х. —татую —талина заменила ракета (примерно такого же размера)

 

ѕослевоенный период (1944-1950)

ѕослевоенна€ архитектура иногда воспринимаетс€ как единый стиль, но она была разделена по крайней мере на четыре вектора развити€:
†- —троительство целых районов роскошных жилых и административных зданий, таких как ћосковский проспект в Ћенинграде и Ћенинский проспект в ћоскве.
†-  рупные инфраструктурные проекты (метро в Ћенинграде и ћоскве, ¬олго-ƒонской канал).
†- ¬осстановление ущерба, нанесенного войной в  урске, ћинске,  иеве, —моленске, —талинграде, ¬оронеже и в сотн€х более мелких городов.
†- ѕопытки создани€ новых недорогих технологий дл€ решени€ жилищных кризисов, заметны с 1948 года, стали официальной государственной политикой с 1951 года.
†- —троительство новых городов, особенно в —ибири: Ќовосибирск,  емерово, ƒзержинск и другие.

∆илищное строительство в послевоенных городах различалось в соответствии с рангом† жильцов. Ќикакие усили€ не предпринимались дл€ того, чтобы скрыть роскошь, иногда она были очевидной, иногда намеренно преувеличенной (в отличие от незамысловатого ƒома на Ќабережной по проекту »офана). «агородные резиденции чиновников, приближенных к —талину, были высшего класса, так было в 1945 году с ƒомом со львами »вана ∆олтовского (ƒом со львами был спроектирован Ќиколаем √айгаровым и ћ.ћ. ƒзиско из мастерской ∆олтовского. ∆олтовский руководил проектом и поддерживал его), и с роскошным жилым домом в центре дл€ маршалов  расной јрмии.  вартиры маршалов по проекту Ћьва –уднева 1947 года постройки в том же квартале обладали менее экстравагантным внешним видом. —уществовал тип здани€ дл€ представителей каждой ступени иерархии приближенных —талина.

«дани€ высокого класса можно легко идентифицировать по таким красноречивым детал€м, как рассто€ние между окнами, мансардные этажи и эркерные окна. »ногда, соответствующее звание и род де€тельности жильцов был представлены с помощью украшений, а иногда с помощью мемориальных досок. ќбратите внимание, что все это Ц особенности ћосквы. ¬ небольших городах социальна€ элита обычно состо€ла только из одного или двух классов, —анкт-ѕетербург всегда обладал запасом дореволюционного роскошного пространства.

—талинский многоквартирный дом на  утузовском проспекте, ћосква

—талинский многоквартирный дом на  утузовском проспекте, ћосква, фото:† Denghu at en.wikipedia, лицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

ѕекинский выставочный центр, построенный в 1954 году

ѕекинский выставочный центр, построенный в 1954 году, Shizhao,† Ћицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

 

¬олго-ƒонской канал (1948-1952)

—троительство нынешнего ¬олго-ƒонского канала, спроектированного институтом √идропроект под руководством —ерге€ ∆ука, началось до ¬еликой ќтечественной войны 1941-1945 годов, из-за которой процесс был прерван. ¬ течение 1948-1952 годов строительство было завершено. Ќавигаци€ была открыта 1 июн€ 1952 года.  анал и средства его обслуживани€ были построены преимущественно заключенными, которые содержались в нескольких специально организованных исправительно-трудовых лагер€х. ¬ 1952 году количество осужденных, зан€тых на строительстве превысило 100 000 человек.

 

ѕодземное метро (1938Ц1958)

ѕервый этап строительства ћосковского метрополитена (1931-1935) начиналс€ как строительство обычного городского инженерного сооружени€. ¬елась обширна€ пропаганда, св€занна€ с его строительством, но само метро не воспринималось в качестве средства пропаганды. ¬ отличие от других проектов, ћосковский метрополитен не был метрополитеном имени —талина. —тарые архитекторы избегали участи€ в комисси€х по метро. ќтношение изменилось, когда в 1935 году началс€ второй этап работы. Ќа этот раз метро было политическим за€влением, и на него выдел€лось намного больше финансов. Ќа втором этапе создаютс€ такие разные примеры сталинского стил€, как станци€ ћа€ковска€ (1938), Ёлектрозаводска€ и ѕартизанска€ (1944).

Ќа завершение первой послевоенной линии метро (секци€ кольцевой линии в 6,4 км) потребовалось 6 лет. Ёти станции были посв€щены ѕобеде. Ќе было больше  оминтерна (станци€ метро  оминтерн была переименована в  алининскую в декабре 1946 года), не было ћировой революции, осталась только констатаци€ победител€, националистического сталинизма. —танци€ ќкт€брьска€ по проекту Ћеонида ѕол€кова была построена как храм в стиле классицизма с блест€щим бело-голубым алтарем за железными воротами Ц что символизировало полный отход от довоенного атеизма. „тобы увидеть этот алтарь, пассажир должен был пройти мимо длинного р€да гипсовых панно, бронзовых подсвечников и различных военных образов. Ќа станции ѕарк  ультуры (2) вис€т насто€щие готические люстры, еще одно отклонение. ” ћетростро€ были свои фабрики по производству мрамора и стол€рных изделий, где изготовили 150 сплошных целых мраморных колонн дл€ этой короткой секции. ¬ оформлении второй секции  ольцевой линии отдавалась дань доблестному труду (за исключением станции  омсомольска€ по проекту ўусева, созданной как пересказ речи —талина от 7 но€бр€ 1941 г.).
4 апрел€ 1953 года общественность узнала, что отрезок метро 1935 года постройки от јлександровского сада до  алининской и до  иевской закрыт навсегда и будет заменен совершенно новой линией глубокого залегани€. Ќикакого официального объ€снени€ этому дорогому изменению не существует, и все предположени€ касаютс€ создани€ бомбоубежища. ќдна из станций, јрбатска€ (2) по проекту Ћеонида ѕол€кова, стала самой длинной станцией в системе Ц 250 метров вместо стандартных 160, и, веро€тно, самой экстравагантной. ¬ какой-то степени это московское петровское барокко, но, несмотр€ на ссылки на историческое наследие, эта станци€ €вл€етс€ преувеличенной, эфирной и нереальной.

—талинские каноны был официально осуждены, когда были построены еще два отрезка Ц до Ћужников и до ¬ƒЌ’. Ёти станции, завершенные в 1957 и 1958 годах, были в основном лишены излишеств, но они по-прежнему архитектурно принадлежали линии —талина. ƒата 1 ма€ 1958 года, когда открылс€ последний из этих участков, знаменует окончание всего позднего сталинского строительства.

—танци€ ¬ƒЌ’, открыта€ в 1958 году, лишена Ђизлишествї. «елена€ масл€на€ краска заменила мозаики ‘аворского

 

Ђ—талинские высоткиї (Ђ—емь сестерї) (1947Ц1955)

—талинские высотки

»де€ —талина 1946 года о строительстве множества небоскребов в ћоскве привела к изданию указа в €нваре 1947 года, после которого началась шестилетн€€ пропагандистска€ кампани€.   моменту официального начала строительства в сент€бре 1947 года были определены восемь строительных площадок (на одной из них, в «ар€дье, строительство будет отменено). ¬осемь проектных групп под управлением главных архитекторов нового поколени€ (возрастом от 37 до 62 лет), подготовили многочисленные проекты, не было никакого открытого конкурса или оценочной комиссии, что €вл€етс€ показателем личного руководства —талина.

¬се главные архитекторы были удостоены —талинских премий в апреле 1949 года за предварительные проекты; исправлени€ и поправки вносились вплоть до самых поздних стадий строительства. ” всех зданий были технически переусложненные стальные каркасы с бетонными перекрыти€ми и заполнением кирпичной кладкой, а также фундаменты из бетонных плит (дл€ которых иногда требовалась оригинальна€ технологи€ задержани€ воды).

ѕроекты небоскребов требовали создани€ новых материалов (особенно керамики) и технологий; решение этих проблем способствовало последующему развитию жиль€ и инфраструктуры. “ем не менее, они строились за счет замедлени€ регул€рного строительства, в то врем€ как страна была в руинах. ќ потер€х реальных городских нужд из-за этого проекта можно судить по этим цифрам:
†- ¬ 1947, 1948, 1949 годах в ћоскве построено в общей сложности 100 000, 270 000 и 405 000 квадратных метров жиль€.
†- ѕлощадь небоскребов превысила 500 000 квадратных метров (при большей стоимости одного метра).

ѕохожие небоскребы были построены в ¬аршаве и –иге; башн€ в  иеве была завершена без венца и шпил€.

¬осход€ща€ волна высоток, широко пропагандируема€ с 1947 года, была воссоздана в многочисленных небольших здани€х по всей стране. Ѕашни от 8 до 12 этажей в высоту возвышались над 4-5 этажными ансамбл€ми послевоенных региональных центров. ¬ысота ÷ентрального павильона ¬сероссийского выставочного центра, вновь открытого в 1954 году, была 90 метров, в нем есть собороподобный главный зал 35 метров в высоту, 25 метров в ширину со сталинскими скульптурами и роспис€ми.


ѕроект „ечулина дл€ так и не построенного небоскреба Ђ«ар€дьеї
ѕроект „ечулина дл€ так и не построенного небоскреба Ђ«ар€дьеї

—талинска€ архитектура - ѕривокзальна€ площадь. ћинск, Ѕелорусси€

ѕривокзальна€ площадь. ћинск, Ѕелорусси€, фото: Hanna Zelenko, лицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

ѕроспект Ќезависимости в ћинске (1944-1959)

√ородской архитектурный ансамбль Ђѕраспект Ќезалежнасц≥ї (белор. Ђѕроспект Ќезависимостиї) в ћинске €вл€етс€ примером комплексного подхода к организации окружающей среды города с помощью гармоничного сочетани€ его архитектурных пам€тников, планировочной структуры, ландшафта и природных или искусственных зеленых насаждений. јнсамбль был построен в течение п€тнадцати лет после ¬торой мировой войны. ≈го длина составл€ет 2900 метров. Ўирина дороги, включа€ тротуары, варьируетс€ от 42 до 48 метров.

–абота над генеральным планом бывшей —оветской улицы началась в 1944 году, вскоре после освобождени€ ћинска от немецко-фашистских войск. ќсновные архитекторы из ћосквы и ћинска работали над этим проектом. ¬ 1947 году по итогам конкурса был выбран проект, разработанный под руководством академика архитектуры ћ. ѕарусникова.

ѕлан строительства ансамбл€ проспекта Ќезависимости €вл€етс€ €рким примером. ћакет принимал во внимание основные особенности градостроительного ансамбл€ Ц длину фасадов зданий, их силуэты, основные границы и общий архитектурный шаблон.  омплексный план строительства был основан на компромиссе инновационных идей и классической архитектуры. —охранившиес€ довоенные здани€ и парковые зоны были включены в архитектурный ансамбль.

¬ насто€щее врем€ здани€, образующие ансамбль проспекта Ќезависимости, включены в √осударственный список историко-культурных ценностей –еспублики Ѕеларусь. —ам архитектурный ансамбль с его здани€ми и сооружени€ми, его расположение и ландшафт охран€ютс€ государством, они внесены в —писок как комплекс исторических и культурных ценностей. ¬ 1968 году была введена Ќациональна€ преми€ в области архитектуры, и ее выиграла команда архитекторов, представл€ющих архитектурные школы ћосквы и ћинска, (ћ. ѕарусников, √. Ѕаданов, ». Ѕарщ, —. Ѕотковский, ј. ¬оинов, ¬.  ороль, —. ћусинский, √. —ысоев, Ќ. “рахтенберг и Ќ. Ўпигельман) за проектирование и строительство ансамбл€ проспекта Ќезависимости.

—амые известные сталинские архитектурные ансамбли в ћинске располагаютс€ также на улице Ћенина,  омсомольской улице,  оммунистической улице, ѕривокзальной площади и в других местах.


—талинска€ архитектура - часть проспекта Ќезависимости в ћинске
„асть проспекта Ќезависимости в ћинске, фото: Hanna Zelenko, лицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

¬осстановление  иева (1944-1955)

÷ентральный  иев был разрушен во врем€ ¬торой мировой войны, когда  расна€ јрми€ покинула город и использовала удаленные взрывы бомб, оставив его немецким войскам. ѕосле освобождени€  иева улицы и площади города были очищены от развалин. ¬ символичный день (в ознаменование плана Ѕарбаросса по нападению √ермании на ———–) 22 июн€ 1944 года городской —овет организовал конкурс дл€ архитекторов из  иева, а также из других городов –еспублики и —оюза по разработке нового проекта полной реконструкции центральной части города.

 

—талинска€ преми€ 1949 года

—талинска€ преми€ за 1949 год, лауреаты которой были объ€влены в марте 1950 года, продемонстрировала тогдашнее четкое разделение сталинской архитектуры Ц экстравагантные, дорогие здани€ все еще восхвал€ют, но так же хвал€т попытки сделать сталинский стиль доступным. ѕреми€ 1949 года была вручена исключительно за завершенные жилые дома, что определ€ло приоритеты. Ёто также демонстрирует классовое расслоение соответствующих жильцов того времени.

Ќаграды получили три здани€ из ћосквы:

†- ”л. «емл€ной ¬ал, д. 46-48 по проекту ≈вгени€ –ыбицкого, здание превышает по внешней роскоши даже стандарты 1949 года. ¬ дополнение к эркерам здесь есть сложные обелиски на крыше, портики и сложные карнизы. ≈ще больше скрыто внутри. ƒом был построен дл€ крупных чиновников ћ√Ѕ с 200-метровыми квартирами и безопасным двухуровневым двором. »спользовалась рабоча€ сила немецких военнопленных; дл€ электропроводки, сантехники и отделки использовались реквизированные немецкие материалы. ¬ 1949 году он получил высокую оценку, в 1952 году подвергс€ критике, а в 1955 году ’рущев назвал это Ђвершиной излишествї.

†- ”л. —адова€-“риумфальна€, д. 4 по проекту –озенфельда и —уриса обладает почти таким же высоким качеством. —тены, глубоко врезанные эркеры и горизонтальные карнизы отделаны гранитом и терракотой. ќбщий образ достаточно т€желовесен, он выражает роскошь так же эффектно, как и работы –ыбицкого. ѕри€тной особенностью дизайна €вл€етс€ второй набор лестниц дл€ обслуживающего персонала.

†- ”л. Ѕольша€  алужска€, д. 7 по проекту ∆олтовского €вл€етс€ одной из первых признанных попыток уменьшить удельные затраты, сохранив при этом сталинские стандарты качества и технологию каменной кладки. ƒвухкомнатные квартиры здесь небольшие по сталинским стандартам, но с большим количеством места дл€ хранени€ и грамотной планировкой помещени€, что не позвол€ло преобразовать помещение на одну семью в многоквартирную коммуналку. ¬нешне это плоска€ плита со скромными украшени€ми на основе флорентийских канонов ∆олтовского, здесь нет статуй или обелисков, нет эркеров.

—талинска€ архитектура - «емл€ной ¬ал, 46-48, «дание с квартирами ћ√Ѕ по проекту ≈вгени€ –ыбицкого

«емл€ной ¬ал, 46-48, «дание с квартирами ћ√Ѕ по проекту ≈вгени€ –ыбицкого, 1949

 

–егиональное многообразие

Ќациональные республики ———– имели право разрабатывать свои собственные сталинистские стили, с большей или меньшей свободой.  огда местных сил было недостаточно, привлекались русские архитекторы (ўусев спроектировал театр в восточном стиле в “ашкенте и др.). јлександр “аман€н, назначенный главным архитектором ≈ревана, в значительной степени был ответственен за разнообразие арм€нской сталинской архитектуры. —талинскую архитектуру, примерно с 1948 по 1956 годы, брали на вооружение Ђнародные демократииї послевоенного ¬осточного блока, как правило, после победы над внутренней модернистской оппозицией. Ёто иногда приводило к определенным местным вли€ни€м, хот€ нередко рассматривалось как советский импорт.

—талинска€ архитектура - ѕосольство –оссии в ‘инл€ндии, ’ельсинки

—оветское посольство (1952), ’ельсинки, фото: TTKK

 

ѕольша

ƒворец культуры в ¬аршаве по проекту Ћьва –уднева, названный Ђподарком от советского народаї, был, пожалуй, самым спорным проектом из импортированной сталинской архитектуры. Ёта огромна€ по размеру высока€ башн€, котора€ по-прежнему €вл€етс€ четвертым по величине зданием в ≈вропейском —оюзе, возвышаетс€ над городом. ќднако более раним примером неоклассицизма был большой бульвар ћƒћ, который был разработан параллельно с точной реконструкцией старого центра города. ћƒћ был типичной сталинской магистралью со щедро расширенной улицей, о которой часто говорили, что она предназначена дл€ передвижени€ танков. «апланированный город Ќова ’ута за пределами  ракова был также спроектирован в сталинском стиле в конце 1940-х годов.

—талинска€ архитектура - ¬аршавский ƒворец культуры

¬аршавский ƒворец культуры, получившей название Ђподарок от советского народаї €вл€етс€, пожалуй, самым спорным из импорта сталинской архитектуры

 

¬осточна€ √ермани€

ѕосле победы —оветского —оюза в Ѕерлине были построены различные грандиозные военные пам€тники, в том числе один в “иргартене и другой, более крупный в “рептове. ѕервым крупным сталинским зданием в √ермании было советское посольство на ”нтер-ден-Ћинден. ≈го первоначально осме€ли модернисты, такие как √ерман ’енсельманн, и примерно до 1948 года градостроительное планирование ¬осточного Ѕерлина (под руководством ’анса Ўаруна) не было модернистским, как и в квартирах галерейного типа, составл€вших первую часть запланированной Ўталиналлее (јллеи —талина). ќднако правительство осудило эти эксперименты и прин€ло русский стиль, и оставша€с€ часть Ўталиналлее была разработана ’енсельманном и бывшими модернистами, такими как –ичард ѕаулик в том стиле, который неуважительно назвали Zuckerbäckerstil (Ђстиль свадебного тортаї). ѕохожие, хот€ и менее грандиозные пам€тники были созданы в других городах, таких как Ћейпциг, ƒрезден, ћагдебург, –осток или в новом городе —талинштадт.

—талинска€ архитектура - Ўтраусберг ѕлац, Ѕерлин

Ўтраусберг ѕлац, Ѕерлин

 

–умыни€, Ѕолгари€, „ехословаки€, ¬енгри€ и Ћатви€

÷ентральные здани€, построенные в сталинской манере, также включали в себ€ Casa Scânteii (Ђƒом искрыї) в –умынии и комплекс Ћарго в —офии, Ѕолгари€. ¬се это были проекты, созданные до 1953 года, даже если некоторые из них были закончены после смерти —талина. ћеньше примеров было в „ехословакии, хот€ модернистские архитекторы и теоретики, такие как  арел “ейге подвергались критике при проектировании статуй —талина, одна из самых грандиозных из которых была расположена в ѕраге. ¬ ¬енгрии сталинский стиль был использован дл€ нового города —талинварош и многих других жилищных, административных и инфраструктурных проектов 1950-х годов.  ак и в ———–, модернизм вернулс€ в большинство стран ¬осточной ≈вропы после середины 1950-х годов, хот€ были и исключени€ в самых авторитарных режимах: огромный ƒворец парламента в Ѕухаресте €вл€етс€ очень поздним примером неоклассицизма, его начали строить только в 1984 году и завершили в 1990 году вскоре после падени€ режима Ќиколае „аушеску в 1989 году. ¬ Ћатвии есть здание Ћатвийской јкадемии наук в –иге, также известное как Ђ“орт ко дню рождени€ —талинаї.


—талинска€ архитектура - Ѕывший ƒом ѕартии, —офи€, Ѕолгари€
††

Ѕывший ƒом ѕартии, —офи€, Ѕолгари€, фото: Nenko Lazarov, лицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

ƒругие территории

¬ ¬осточной јзии некоторые примеры можно найти в —еверной  орее и  итае, например, ¬ыставочный центр в ѕекине или ¬ыставочный центр Ўанха€, построенный как дворец китайско-советской дружбы, и ресторан Ђћоскваї в ѕекине. —талинский стиль был использован дл€ проектировани€ советских посольств за пределами ¬осточного блока, в частности, посольства в ’ельсинки, ‘инл€нди€ (1952) и в Ѕерлине, √ермани€. «дание, спроектированное архитектором ≈.—. √ребенщиковым, имеет определенное сходство с Ѕукингемским дворцом в Ћондоне, это, как говор€т, произошло из-за симпатии тогдашнего советского министра иностранных дел ¬€чеслава ћолотова к официальной резиденции британского монарха.

 

ѕопытки снизить затраты (1948Ц1955)

ѕереход от сталинской архитектуры к стандартным сборным бетонным конструкци€м, как правило, св€зывают с правлением ’рущева и особенно с указом Ђќ ликвидации излишеств ...ї (но€брь, 1955). ƒействительно, ’рущев был вовлечен в кампанию по сокращению затрат, но она началась в 1948 году, когда —талин был еще жив. ѕреобразовани€ в массовом строительстве про€вились в экономичности сталинских зданий, например д. 7 по Ѕольшой  алужской по проекту ∆олтовского. ќснованные на кладке, они обеспечили лишь незначительное усиление; настало врем€ дл€ по€влени€ новых технологий. ¬ 1948-1955 годах различные архитектурные бюро провод€т масштабную экономическую оценку целесообразности, разрабатыва€ и испытыва€ новые технологии.

Ёксперимент Ђкаркас и панельї (1948-1952)

¬ 1947 году инженер ¬италий Ћагутенко был назначен руководителем опытно-промышленного конструкторского бюро с целью исследовани€ и разработки недорогой технологии, пригодной дл€ быстрого массового строительства. Ћагутенко сделал ставку на большие бетонные сборные панели.   нему присоединились архитекторы ћихаил ѕосохин (старший) и јшот ћндо€нц, и в 1948 году эта команда построила свои первые бетонные каркасно-панельные дома около современной станции метро ѕолежаевска€. „етыре одинаковых здани€ были построены затем р€дом с ними, подобные здани€ строились в 1949-1952 годах по всей стране. Ёто было еще экспериментом, не подкрепленным промышленным потенциалом или ускоренными графиками проектных работ. ѕосохин также разработал различные псевдосталинские конфигурации одинаковых блоков с декоративными излишествами, но они не были реализованы. Ѕетонные панели стали обычными дл€ промышленного строительства, но слишком дорогими дл€ массового жиль€.

—талинска€ архитектура - ƒом Ћагутенко-ѕосохина, ћосква

ƒом Ћагутенко-ѕосохина, ћосква, 1948-1952 гг. ¬ыгл€дит как кладка, но на самом деле это сборно-бетонный каркас с обшивкой бетонными панел€ми, фото: NVO,† Ћицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

 

январь 1951 года: ћосковска€ конференци€

ѕока не известно наверн€ка, кто из лидеров ѕартии лично инициировал кампанию по снижению издержек. Ќо эта необходимость была неизбежной. »звестно лишь, что в €нваре 1951 года ’рущев Ц тогда глава московского отделени€ ѕартии Ц провел профессиональную конференцию по проблемам строительства. Ќа конференции был отдан приказ о переходе на крупногабаритные железобетонные издели€ заводского производства, строительство новых заводов по производству сборного железобетона и других материалов и замену технологии влажной кладки на быструю сборку готовых элементов. ѕромышленность по-прежнему должна была решить Ц должна ли она использовать большие панели высотой в целый этаж, или мелкие, или, может быть,† двухэтажные панели, как Ћагутенко пыталс€ сделать в  узьминках. Ѕазова€ технологи€ была определена, технико-экономические исследовани€ продолжались. „ерез год это направление де€тельности Ц создание заводов по производству бетона Ц было прин€то по закону XIX съезда партии, который посетил —талин. ќсновные общественные здани€ и элитное жилье еще не были затронуты.

 

ѕесчана€ площадь (1951Ц1955)

ƒругой тип эксперимента касалс€ улучшени€ управлени€ проектами, что подразумевало переход от проектов одного здани€ к многоблочным масштабным проектам. Ёто было проверено на проекте ѕесчаной площади (территори€ на север от квартала ѕосохина-Ћагутенко 1948 года). Ѕлагодар€ использованию потокового метода перемещени€ рабочих бригад через последовательность зданий, наход€щихс€ на разных стади€х завершени€, и умеренному применению сборного железобетона по традиционной кладке, строител€м удавалось завершать типичные 7-этажные здани€ за 5-6 мес€цев.
¬место влажной штукатурки (из-за которой происходила задержка по меньшей мере на два мес€ца) эти здани€ отделаны открытой кирпичной кладкой снаружи и гипсокартоном внутри; и с точки зрени€ качества жизни, это были насто€щие Ц и последние Ц сталинские постройки.

ѕроект –озенфельда на ѕесчаной улице, ћосква, 1951-1955 гг.  ирпичный с панельными внешними детал€ми

ѕроект –озенфельда на ѕесчаной улице, ћосква, 1951-1955 гг.  ирпичный с панельными внешними детал€ми, фото: NVO,† Ћицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

 

 

 онец сталинской архитектуры (но€брь 1955 года)

 огда —талин был еще жив, импери€ роскоши и массовое строительство сосуществовали; поддержка Ћагутенко не означала кончину дл€ –ыбицкого. Ёто изменилось в но€бре 1954 года, когда критики открыто осудили излишества и стремление построить 10-14 этажные здани€ по собственной воле —талина; согласно ’мельницкому, это должно было быть начато лично ’рущевым. ¬ течение следующего года кампани€ росла, подготавлива€ людей к концу сталинизма.

”каз Ђќ ликвидации излишеств ...ї (4 но€бр€ 1955 года) содержит некоторые данные о стоимости сталинских излишеств, оцененных в 30-33% от общей стоимости проектов.  онечно, эти примеры были тщательно отобраны, но они €вл€ютс€ обоснованными. јлексей ƒушкин и ≈вгений –ыбицкий были особенно раскритикованы за тройной перерасход средств и роскошные планы этажей; –ыбицкий и ѕол€ков и были лишены премий —талина. «а этим последовали конкретные заказы по разработке типовых проектов и создание »нститута типовых зданий вместо прежней јкадемии.
—талинска€ архитектура агонизировала еще п€ть лет Ц работа над старыми здани€ми больше не была главным приоритетом. Ќекоторые из них были перепроектированы, а некоторые, конструктивно завершенные, лишились своих излишеств. »стори€ закончилась с завершением гостиницы Ђ”краинаї в  иеве в 1961 году.
¬еличественна€ Ўталиналлее в Ѕерлине, также завершенна€ в 1961 году, была задумана в 1952 году, и ей не было много чего тер€ть: масштаб и больша€ часть этих зданий, безусловно, сталинские, но скромна€ отделка аналогичны Ђёгендстилюї (архитектурный стиль Ђмодернї на территории √ермании и √олландии) и прусскому неоклассицизму. ”лица будет позднее расширена в особом ћеждународном —тиле и переименована в  арл-ћаркс-јллее.

 

Ќаследие и возрождение

¬ некоторых здани€х брежневской эпохи, в частности, в ЂЅелом домеї в ћоскве, можно проследить сталинское наследие, в то врем€ как нео-сталинский режим в –умынии создал большой поздний пример этого стил€ Ц ƒворец ѕарламента, строительство которого было начато в 1984 году. ”мышленное воссоздание этого стил€ началось в ћоскве с 1996 года как в виде включений в районы того периода, так и в форме отдельных проектов. Ќекоторые из них попали под вли€ние чистого неоклассицизма или ар-деко; с некоторыми исключени€ми их архитектурные качества и функции в сфере городского развити€ €вл€ютс€ спорными. ћенее спорные примеры:

†- “риумф ѕалас в ћоскве Ц €вл€етс€ одним из самых известных зданий, его силуэт идентичен сталинским конструкци€м.
†- –имский ƒвор (2005) по проекту ћихаила ‘илиппова, веро€тно, лучше классифицировать как неоклассический, но св€занный с ранними сталинскими постройками.
†- √алс-“ауэр (2001) по проекту команды архитекторов ћастерской є14, ћоспроект-2 заполн€ет пробел между здани€ми средней величины на “верской улице. ќно не предназначено дл€ того, чтобы доминировать в округе, оно просто отмечает угол этого района. Ќесмотр€ на смешанные цитаты из ар-нуво и ар-деко, здание хорошо сочетаетс€ с застройкой “верской улицы.
†- ѕреображенска€ «астава (2003) представл€ет собой целый квартал (308 квартир и розничные магазины), спроектированный в начале 1930-х годов, его стиль похож на адаптацию ар-деко »офана и ¬ладимирова. Ёто необычный пример, который на самом деле выгл€дит как часть сталинского периода, а не новодел.

“риумф ѕалас в ћоскве

“риумф ѕалас, м. —окол

√алс-“ауэр, улица “верска€

√алс-“ауэр, улица “верска€

 

»звестные архитекторы Ч представители стил€

††† јлаб€н,  аро —емЄнович
††† √ельфрейх, ¬ладимир √еоргиевич
††† √олубев, јлександр Ќиколаевич
††† √ольц, √еоргий ѕавлович
††† ƒушкин, јлексей Ќиколаевич
††† »офан, Ѕорис ћихайлович
†††  очар, √еворг Ѕарсегович
††† Ћангбард, »осиф √ригорьевич
††† ћезенцев, Ѕорис —ергеевич
††† ћержанов, ћирон »ванович
††† ћинкус, ћихаил јдольфович
††† ѕол€ков, Ћеонид ћихайлович
††† ѕосохин, ћихаил ¬асильевич
††† –уднев, Ћев ¬ладимирович
††† –ухл€дев, јлексей ћихайлович
††† —имбирцев, ¬асилий Ќиколаевич
††† “роцкий, Ќой јбрамович
††† ‘едоровский, ‘Єдор ‘Єдорович
††† ‘омин, »ван јлександрович
††† „ечулин, ƒмитрий Ќиколаевич
††† Ўепилевский, ћодест јнатольевич
††† ўуко, ¬ладимир јлексеевич
††† ўуко, √еоргий ¬ладимирович
††† ўусев, јлексей ¬икторович

 

¬идео по теме —талинска€ архитектура


ѕешком ћосква —талинска€

 

 

(стать€ в подготовке)

ещЄ:

архитектурный стиль

архитектура ћосквы

Ѕудет ли Ђсталинкаї конкурентом новостройке?

¬ƒЌ’ - советска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
–ечные сооружени€ - советска€ архитектура 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура) 8 часть
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура), 6 часть
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура), 5 ч.
—оветска€ архитектура 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы, 4ч.
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура) , 3ч.
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)  онцертный зал имени ѕ.». „айковского и др., 2ч.
—оветска€ архитектура 30-е, 40-е (—талинска€ архитектура, гостиница ћосква) - 1 часть
—оветска€ архитектура Ќовокузнецка (—талинска) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура Ќовосибирска 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура ћагнитогорска 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура „ел€бинска 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура —вердловска (≈катеринбурга) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура ѕерми (ћолотова) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура —амары ( уйбышева) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€, —талинска€ архитектура ———–, довоенный √орький (Ќижний Ќовгород) 30-е годы
—оветска€, —талинска€ архитектура ———–, довоенный Ћенинград 30-е годы

 




ќт: Aleksandra





35855 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
« јрхитектура –оссии и ћосквы 16 века ƒизайн автобусной остановки ( архитектура остановок общественного транспорта) »