Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Октябрь 14, 2013

Готическая архитектура - здания, история и характерные черты стиля

Готическая архитектура

На фото: Собор Петра и Павла, Вышеград, Прага, Чехия (© mosarchinform.ru)


Период развития Готической архитектуры соответствует концу ХII века, началу XVI века. Готическая архитектура пришла на смену романской архитектуре, которая сменила архитектуру периода эпохи Возрождения. Готическая архитектура является ярким представителем архитектуры Средневековья. Говоря о термине «Готика», нужно упомянуть, что в Италии его использовали в качестве презрительного слова, так как оно было принесено в культуру варварами – готами.

Вторая половина Х века характеризуется тем, что значительно истощались силы Европы в борьбе с мадьярами и норманнами. Франция снова взялась за строительство монастырей и аббатств, для возобновления культурного уровня.

В тот период времени было уже достаточно накоплено опыта строительства архитектурных сооружений, были приобретены необходимые геометрические и математические знания. Этот опыт был получен благодаря знаниям арабского населения Испании. Однако для возведения таких сооружений были необходимы природные ресурсы, а именно, наличие достаточного количества гравия и щебня, леса (древесины), залежи гранитных монолитов для строительных блоков, а также много свинца, которым отделывали большую часть поверхности крыш. Все это столь необходимое, удачно находилось в Европейской части - Франции, Чехии, Литве, Великобритании. Для возведения больших сооружений дерево уже не подходило; оно не могло выдержать вес конструкции, к тому же возникновение частых пожаров ограничивало использование его в качестве основного строительного материала, нужен был камень.

Каменные разрезы, каменоломни, были разведаны во Франции, вблизи Турне, и оттуда готовые обтесанные глыбы поставлялись в Пикардию и в другие области Франции и даже в Англию.

Выбор такого прочного материала соответственно требовал более совершенных инструментов и методов строительства. Нужны были новые технологии строительства, металлические инструменты и механические приспособления для обработки материалов. Требовались новые инженерные решения и устройства для перемещения и подъема тяжеловесных массивных блоков на большую высоту.

Конечно, такое грандиозное строительство привело к созданию определенной инфраструктуры. Так появились ремесленники, специализирующиеся на определенном производстве, производственном цикле. Вокруг возводимых огромных сооружений возникали производственные цеха, профессиональные Гильдии ремесленников, поселения. Строительство затягивалось на многие годы и десятилетия, однако это не препятствовало проведению служб и ритуалов в недостроенных храмах, достаточно было для этого построить Алтарь.

Таким образом, места строительства становились своеобразным деловым центром. Конечно, требовались большие денежные вливания, но этот вопрос решался за счет большой прослойки религиозно настроенных людей и священства, которые давали свои средства на постройку. В то время приобрело практику паломничество для сбора денег на постройку. Приток значительных средств в одни руки привел, как следствие, к мошенничеству монахов, что породило ответную реакцию: государственным управлением было наложено ограничение на почитание реликвий.

Поистине революционным открытием в готических архитектурных постройках, явилось то, что был открыт новый способ распределения веса опоры возводимой конструкции. Стало очевидным, что для определения опоры сооружения нет необходимости делать ее на весь периметр здания, достаточно найти несколько основных точек опоры. Таким образом, стало возможным возводить сводчатые сооружения, которые опирались на колонны. Высота таких сооружений радикально увеличилась, появилась возможность возводить разрозненные архитектурные сооружения в единый гармоничный архитектурный ансамбль. Это открытие, в свою очередь, повлекло то, что здания и сооружения стали более открытыми, конструкции – более легкими, что позволило значительно экономить на строительных материалах. Такое строительство известно в наше время под названием – Каркасная система строительства.

Французская готика появилась первоначально на севере Франции в период с XII века и до полного своего развития к середине XII века. Это было в Бургундии, где находилось аббатство Клюни, там был один из наиболее древних монастырей, принадлежащих ордену бенедиктцев, в его библиотеке насчитывалось около 600 манускриптов и это была поистине большая и уникальная библиотека того времени. Аббатство Клюни было наиболее приспособлено к условия католической мессы, поэтому это аббатство стало центром проводимых религиозных реформ. Так возникли, первоначально две базилики, вторая из которых по своим размерам сравнялась с базиликой Святого Петра в Риме. Затем на их месте была возведена третья базилика, которая стала образцом, эталоном для постройки почти всех остальных соборов во Франции.

Основной чертой третьей базилики является то, что зодчие придерживались строгой симметрии. К сожалению, в 1807 году это сооружение было снесено, и только оставшиеся чертежи дают представление о его былом величии. Тем не менее, кочующие строители Франции разнесли повсюду былые традиции и знания бенедиктцев и в Европе и в Англию.

Продолжая перечислять готические соборы, нужно особо отметить собор в Сансе, который был первым кафедральным собором, выдержанным в готическом стиле. К сожалению, заложенный строительный проект не был до конца осуществлен из-за большой дороговизны строительства и долгостроя, смета не выдержала расходов. Предполагалось построить семь башен – в Лане и девять башен – в Шартре.

Английская готика возникла довольно рано, в конце XII века и достигла своего апогея к XVI веку. В то время ТВ Англии отмечалось довольно слабое, медленное развитие городской системы, не было соответствующей городской инфраструктуры. В связи с этим, английская готика, по сравнению с Французской сильно отличается и имеет своей характерной особенностью, что на не «городска» а, скорее, монастырская.

Храмы в Англии располагаются на больших открытых пространствах, окруженные полями и крестьян им бытом. В архитектуре тоже значительные отличия. Английская готика более прямоугольная, массивная, тяжеловесная. По внешнему виду трудно или невозможно было определить внутренний интерьер. При строительстве английских соборов часто приглашали мастеров из Франции, поэтому стили можно определить по внешнему декору. Свидетельства о приглашении разных мастеров в различные эпохи, говоря за то, периоды так и называются: ранняя английская, геометрическая – криволинейная или перпендикулярная.

Немецкая готика имеет свои исключительные черты присущие только ей, несмотря на то, что она складывалась и в дальнейшем развивалась под сильным влиянием Франции. Главной особенность является то, что бросается во внешнем оформлении - не украшенный передний фасад. В построении сооружений не две башни, как во Франции, а одна большая центральная. Или же четыре. Вход располагается с торца, само здание выдержано в строгом геометрическом порядке и более походит на крепостное укрепление, что тоже характерно только для Германии.

Готическая архитектура - Кёльнский собор

Готическая архитектура - Кёльнский собор
Готическая архитектура - Кёльнский собор
Готическая архитектура - Кёльнский собор
Готическая архитектура - Кёльнский собор

На фото: Кёльнский собор, Германия, 2007 (© mosarchinform.ru)

В период XIII – XIV веков Чехия набирает силу и входит в круг наиболее влиятельных стран Европы. В чехи начинает бурно развиваться торговля, различные ремесла, города и конечно архитектура. В архитектуре быстро принимаются веяния из Франции, очень быстро деревянные постройки уступают место каменным сооружениям. Городской собор также остался главной прерогативой архитектурного стиля того времени, однако готика Чехии ни сколько не уступает остальной европейской готике, за исключением Французской и Итальянской. В силовой части постройки соборов используются угловые массивные опоры, без боковых пристроек для усиления конструкции, так как во Франции. Окна – высокие и узкие и обязательно украшены витражами.

В Испании период конца XII века – начала XII века ознаменовался усилением могущества монархов. Малые государства теряли остатки своей силы, а крупные – объединялись и становились могущественными, и готика пришла сюда как новое веяние развитых могущественных стран. Готика Испании отличается, в основном наличием орнамента, который привнесли арабские испанцы. В Толедо возводится кафедральный собор - один из крупнейших в Европе, у него пять нефов и внешне похож на Французский, но в связи с тем, что он был центром католицизма в Испании, его часто перестраивали и он, со временем, потерял готические очертания.

Хорошо известна готика в Нидерландах (XII-XV в. в.), Однако там готика не получила такого большого развития благодаря территориальным особенностям ландшафта. Большие территории низменности и заболоченности не позволяли строить тяжеловесные сооружения. Наиболее известен там сбор Святого Гудулы, в Брюсселе. Также в соборах не получила развития художественная скульптура, присущая собора Франции.

Большого развития достигло, светских по применению готических сооружений – рынков, ратуш, зданий для размещения гильдий. Инициатива горожан породила большое разнообразие применений и строя: нижние этажи обычно отводились под магазины и склады, верхние этажи занимали помещения городской префектуры, для проведения заседаний.

Говоря о готической архитектуре, можно сказать, что это была целая эпоха неподражаемого искусства в архитектуре средневековья. И только наступление страшной болезни того периода – черной оспы, охватившей Европу XV века, повлияло на приостановление создания исторических шедевров готической архитектуры. И только после отступления черной болезни, наступает новый в Европе период развития готической архитектуры, так называемая «поздняя готика».

Готическая архитектура (К. О. Гартман)

1. Общие и исторические условия

В середине XIII века центр тяжести политической жизни средней Европы переместился на запад, во Францию.

Но не только в политике, в отношении всей культуры ведущая роль перешла к Франции. Уже с XIII века в северных областях страны наступила пора необычайной плодовитости; в столице Франции она достигла уровня, который оказался решающим для всего запада. Париж сделался постепенно главным городом ученых и художников, «источником, орошающим круг земли», по выражению писателя того времени. Здесь светские власти соперничали в заботе о науках и искусствах с князьями церкви. Немецкие теологи посещали высшую школу в Париже, чтобы в ней закончить свое обучение. И для немецких «обдельщиков камня» Париж тоже служил притягательным центром: там имелись благоприятные условия для дальнейшего образования.

Но высокий подъем не ограничивался столицей и ее округой, около 1200 г. вся Франция вступила в пору расцвета и общее архитектурное движение, которое должно быть поставлено рядом с величайшими эпохами в истории искусств.

На долю духовенства, как защитника иерархии, выпала, естественно, самая влиятельная роль в тогдашнем обществе. Наряду с духовенством стояло рыцарство, достигшее в XIII веке вершины своего расцвета, или духовные рыцарские ордена, т. е. следовавшие монашеским законам и жизненным правилам объединения воинствующих христиан для борьбы с неверующими и для защиты церкви. К ним присоединялась в роли дальнейшего важного культуртрегера буржуазия вольных городов; последняя становилась, в частности в Германии, Нидерландах и Италии, крупной силой, нередко независимой от государственной власти. В благоденствии вольных городов расцветала богатая духовная и художественная жизнь. Вскоре города выступили в роли заказчиков рядом с духовными и светскими учредителями храмов и монастырей, ибо при быстром росте городского населения города нуждались в более поместительных храмах.

Буржуазия искала для своего благосостояния монументального выражения в высоких, издалека заметных церквах, которые должны были свидетельствовать о значении, больших размерах и расцвете города. Благодаря этому и выполнение построек, бывшее в романскую эпоху главным образом делом рук духовенства, перешло в руки светских архитекторов и рабочих, во Франции — около 1250 г., в Германии — самое позднее около 1300 г. Последние объединялись в строительные ложи, где, во-первых, происходили организация работы и, во-вторых, школьное обучение тайнам высокого искусства. Строительные ложи охватывали кладчиков и обдельщиков, обыкновенно осевших вокруг большой соборной постройки.

Однако часто ложи объединялись в более обширные союзы, внутри которых имел место живой обмен рабочей силой, распространявшийся нередко на весьма далекие друг от друга области. (1).

(1) 25 апреля 1459 г. в Ресенсбурге происходило общее собрание ложи, на котором было решено объединить всех немцев мастеров по обделке камня большой организацией, подразделяющейся на четыре округа главных лож – Страсбург, Кельн, Вену и Берн, среди которых Страсбургу было определено первое место.

 

Рис. 215 Шестичастный свод на нервюрах

Обязательства хозяев постройки и зодчих оформлялись письменными договорами. Выполнение работ подмастерьями контролировалось особым знаком, который мастера высекали в отдельных кусках работы, знаком мастера по обделке камня; кроме того, знак этот имелся в гербах и печатях мастеров. В городах кладчики и обдельщики камня объединялись подобно остальным ремесленникам в цехи; тщательной разработкой художественных форм мы обязаны такому же основательному, как и в ложах, цеховому обучению. Тот факт, что отныне личность и имя художника выступают на передний план и, что художники увековечивают себя в своих творениях изображениями и надписями, следует приписать культивировавшейся в цехах гордости, связанной со званием мастера. В обилии дошедших до нас от позднего средневековья имен художников мы видим живой интерес всего народа к мастерам и их творениям.
Содержание второго периода средневекового искусства, так же как и первого, но только в более ясно выраженной форме, составляла религия, ибо власть церкви и католицизма над умами и всей культурной жизнью запада была несравненно сильнее в эпоху позднего средневековья.

Мистика, царившая в атмосфере романских церквей, сменилась схоластической философией. И вот архитектура позднего средневековья служит живым отражением схоластики. И все же внутри этой системы в архитектуре, а еще сильнее в пластике и живописи, чувствуется робкое возникновение той освежающей струи, которой суждено было пробиться с наступлением нового периода, — струи любовного наблюдения природы. Ведь как раз около середины XIII века крупнейшие ученые потребовали, чтобы схоластике была противопоставлена опытная наука, основанная, на обстоятельном наблюдении природы. Правда, этим не наносилось ущерба господствовавшему в ту пору глубокому религиозному сознанию: верили еще сильнее, чем прежде. Этот страстный пламень веры нашел своеобразное, художественное выражение и в церковной архитектуре. В ней христианская идея освобождения от земной тяжести и устремления в небо кажется прямо изваянной из камня.

Художественный стиль готики коренится в романском стиле, из него он делает последние, конструктивные выводы, распространяя их на все элементы. Однако в то время как и в романском стиле мы еще слышим отзвуки античного понимания, архитектура позднего средневековья основывается на принципах, диаметрально противоположных классическим законам искусства Итальянский искусствовед Вазари — современник Микеланджело, художественное восприятие которого было лишено какой бы то ни было возможности понимания форм этого стиля, — назвал его готический стиль, связывая с этим именем совокупность всего варварского и некультурного, напоминающего готов. Как ни мало оправдано это название, оно все же, в конце концов, удержалось до наших дней.

2. Развитие готической архитектуры

Готический стиль возник на французской почве. Отчасти готический стиль был подготовлен уже романским стилем; ход вокруг хора, богато расчлененный столб, система нервюр, стрельчатая дуга в сводах, контрфорс. До состояния законченной системы он созрел около 1150 г. в области среднего течения Сены и к северу от нее, в Иль де Франсе и в Пикардии. Здесь новшества, возникавшие уже раньше по отдельности в различных областях, сгустились в логичное, гармоничное, законченное целое. Здесь раньше всего проявился могучий архитектурный гений нового времени, с его тоской по небу, с его жаждой высокого, стройного и светлого, с его идеалом храма, в котором мертвые архитектурные массы были бы одухотворены и души верующих освобождались бы от тяжести земли и возносились бы к светлым высотам.

Естественно, что главное понимание зодчего должно было быть направлено, прежде всего, на максимальное облегчение сводов, перекрывающих отдельные помещения, и далее на максимальное сокращение размеров, несущих своды стен и других архитектурных элементов. А для этого их нужно было разработать так, чтобы они в точности отвечали со стороны своей мощности и формы выпадающей на их долю функции.

Благодаря осуществлению крестовых сводов на нервюрах вся тяжесть перекрытия переносилась на нервюры. Вставленные между ними запалубки могли быть разработаны в виде совсем тонких заполнений, а именно тем «слабее», тем, следовательно, «легче"», чем меньше были отдельные поля сводов и запалубки. Поэтому вскоре перешли к увеличению числа нервюр введением шестичастной конструкции свода (рис. 215) или расположением нервюр в форме звезд и сеток, откуда возникли так называемые звездчатые, сетчатые и веерные своды (рис. 224). Дальнейший рост числа нервюр влияет обратно на их собственную массивность; ведь поскольку нагрузка становилась менее значительной, можно было сообщать им более легкий профиль.

Разработка столба целиком зависела от расчленения свода, соответственно от нервюр, соединяющихся в отдельных точках пяты свода. На круглую, как правило, сердцевину накладываются круглые, выступающие на три четверти толщины колонны (служебные колонны), по своему положению и разрезу в точности, отвечающие нервюрам; более солидные («старшие служебные колонны») — диагональным нервюрам (рис. 216).

В английских зданиях носители нервюр в столбах аркад отходят на всем протяжении столба от его сердцевины, становясь круглыми колоннами, следовательно, здесь они «отделены», но в более позднюю эпоху снова начинают соприкасаться со столбом.

Готическая архитектура (Гартман)

Рис. 216. Раннеготический «столб пучком»

Раз увеличивается число выходящих из столба нервюр, то обогащается и расчленение самого столба. Увеличивается число служебных колонн: они или разъединяются вырезанными из сердцевины выкружками или сплошь закрывают сердцевину, принимая, таким образом, вид столба, — пучком, в котором связанной группой нервюры свода в известном смысле поднимаются от самого базиса (рис. 251). На столбы, построенные как свободные опоры, давит лишь отвесная нагрузка, ибо боковое давление каждой отдельной арки уравновешивается противолежащей аркой. Однако иначе распределяется давление в местах схождения нервюр на наружных стенах. Здесь сказывается, благодаря отсутствию противодействующих сил, направленное наружу боковое давление; если не было эмпор, на него приходилось отвечать особой конструкцией. В наружных стенах боковых кораблей и в зальных церквах это легко достигалось введением контрфорсов, принимавших на себя давление свода (рис. 219).

Внутреннее разрешение, поперечный разрез и наружное разрешение Реймского собора

Рис. 217. Внутреннее разрешение, поперечный разрез и наружное разрешение Реймского собора

Более сложную форму задача принимала в отношении поднимающихся над боковыми нефами верхних стен среднего корабля.

Для них контрфорсы не годились, ибо опускание последних через крыши боковых нефов на внутренний пол или, вернее, их возведение вверх отсюда существенно нарушило бы всю внутреннюю жизнь пространства. По этому напали на плодотворную идею принимать сказывающееся в верхних стенах давление свода на свободно свисящие арки и переносить его над крышей бокового нефа на продолженные вверх коцтрфорсы боковых кораблей (рис. 217 и 231).

Со времени введения этих арок, так называемых аркбутанов, готический стиль достигает полной зрелости. В своем первоначальном виде они встречаются, если не считать аббатских церквей в САНТ-Жермен (стр. 189) и С-Дени, где вследствие позднейших изменений наличие прежней системы аркбутанов является спорным, в Нуайонском соборе (законченном в 1167 г.) и в аббатской церкви Доммартен, близ Щалона (1153—1163). В системе аркбутанов, которые выкладывались первоначально без всяких украшений, конструкция выступает в ее чистой наготе. Внешний вид собора приносится в жертву максимально совершенному оформлению внутреннего пространства.

Введение системы контрфорсов шло, кроме того, навстречу готическому архитектурному принципу в самом широком смысле, добивавшемуся уничтожения масс. Так как всю тяжесть свода принимают на себя контрфорсы и аркбутаны, на долю лежащих между ними стен оставалась только их собственная тяжесть. Пробивание стен для устройства огромных окон не встречает, таким образом, никаких статических препятствий. Но и поперечное сечение самих контрфорсов могло уменьшиться по направлению кверху в той самой градации, в какой убывает нагрузка. Как в них, так и в остальных частях здания имел место непрерывный переход по направлению снизу вверх, от тяжелого, к легкому.

 

Рис. 218. План собора Нотр Дам в Париже

Общему порыву ввысь следовала вся архитектура; на него указывало уже господство стрельчатых дуг в сводах и отверстиях, а также резкое акцентирование контрфорсами вертикальных линий при полном отсутствии горизонталей. Здание становилось благодаря этому все более и более стройным, все пропорции вытягивались, все его элементы редуцировались, в конце концов, до размеров, составлявших необходимый минимум, и, наконец, все здание превращается в голый остов конструкции, в скелет, в котором массы по направлению снизу вверх буквально улетучиваются. В соединении и в логичном взаимодействии стрельчатых арок, нервюр крестового свода и системы контрфорсов с аркбутанами заключается, таким образом, вся сущность готики.

Эта зрелая стадия была достигнута в округе Парижа и в северных областях уже около XII столетия. Отсюда при деятельном содействии влиятельного ордена цистерцианцев, особенно преданного строгим принципам готической архитектуры, новый стиль распространился на всю Францию, на Британские острова (через посредство норманно­английских связей), на Германию, Италию и Испанию.

Хотя в отдельных странах и областях еще влияли местные архитектурные традиции, хотя требования конгрегаций и принимали различные формы, а элементы школы и преемственность в отдельных строительных ложах и даже в семьях обдельщиков камня и приводили к разным особенностям, готический стиль сохранил все же свой интернациональный характер.

Нормальный разрез готическозальной церкви со столбами - Готическая архитектура

Рис. 219. Нормальный разрез готическозальной церкви со столбами

В его развитии можно различить в общем три периода, обозначающие собой становление, расцвет и упадок стиля, — раннюю, высокую и позднюю готику. Но точное разграничение периодов по времени, возможно, только в отношении отдельных стран. Ибо Франция пробежала уже к концу XII века эпоху ранней готики, тогда как эта последняя только начинала охватывать Англию; в Германии самые первые произведения готического стиля возникли во второй четверти XIII века, и только около 1250 г. готический стиль празднует там всеобщую победу.

Поэтому периоды, относящиеся к отдельным странам, мы обсудим подробнее при описании соответствующих памятников, а характерные метаморфозы стиля — в главах об архитектурном оформлении и декоративном убранстве (стр. 208).

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

по теме:




Готическая гражданская архитектура
Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
Готическая архитектура Англии
Готическая архитектура Нидерландов
Церковная готическая архитектура
Готическая архитектура Италии
Готическая архитектура Франции
Неоготическая архитектура

 

ещё:

Неоготическая архитектура

Архитектурный стиль


Готическая гражданская архитектура
Готическая архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
Готическая архитектура Англии
Готическая архитектура Нидерландов
Церковная готическая архитектура
Готическая архитектура Италии
Готическая архитектура Франции
Неоготическая архитектура




От: Мамедова Л. Х.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура России и Москвы - 19, 18, 17 века, ранние периоды (13-16 века) Архитектура Москвы, основные достопримечательности и памятники, история, современная столица »

Отказ от ответственности (Disclaimer)